С днем знаний!

Возникает вопрос – а существует ли вообще программа развития образования? Не реформа, которая, как показал опрос АКСИО-6, всем обществом воспринимается исключительно как разрушительная. А именно развитие, без которого Россия не может смело смотреть в будущее?

Начался новый учебный год. Я отвел всех своих троих детей кого куда: двух старших в школу, младшую в садик. Хотя теперь, стараниями Московского департамента образования и лично г-на Калины, это уже тоже школа. Вернее, часть тех образовательных монстров, создание которых, как мне кажется, решает задачу окончательно похоронить ясность и прозрачность в работе учебных учреждений.

Сперва я думал просто поговорить здесь о школе вообще и о взаимоотношениях школы с детьми, родителями и государством. Новостная лента заставила меня изменить мои планы и говорить не вообще, а конкретно.

«Четырехдневная учебная неделя повышает успеваемость.

Исследование проведено лишь на младшеклассниках, почти детсадовцах – учениках американских начальных школ (Primary School), – но результаты его вполне однозначны…»

Вы скажете а при чём тут наша школа? Мало ли что там какие-то американские ученые выявили в своих американских школах? И действительно - ни при чём! Но это для нас с вами, простых граждан России. А для либералов-«реформаторов» в Минобре очень даже при чём. Они же мнят себя частью этой самой западной «культуры», флагманом которой выступает США. И любой чих там отзывается у них бурным энтузиазмом, а для нас очередным ураганом нововведений, разрушительность которых уже вне всяких сомнений.

С прошлого года наши школы в Москве уже перешли с шестидневного учебного плана на пятидневку. Хотя мы и так учились пять дней, но часы по предметам выделялись и распределялись исходя из наличия еще одного учебного дня. Этот переход означал резкое, на 20%, сокращение часов. Я не владею информацией о том, что они там урезали. Но ведь, как говорится, точно в струе новых американских достижений. Даже, я бы сказал, с опережением.

Урезать урезали, но при этом «с 1 сентября в российских школах станет обязательным второй иностранный язык».

Откуда будем брать на него часы? С русского? С истории? Математики? Логика где? Системность где? Однако, какая системность может быть, когда мы говорим о либералах! Рынок все решит сам вот их девиз!

В качестве иллюстрации еще одна новость, обсуждение которой я слушал в минувшие выходные по радио. В школах на уроках физкультуры детишкам предлагается осваивать гольф. Обучение учителей этому новому виду спорта, возвращающемуся в олимпийский разряд, и оснащение школ спортивным реквизитом обойдется в 23 тыс. рублей на одного преподавателя. Меня смущают не суммы, которые в масштабе страны выглядят внушительными. Меня озадачивает опять эта бессистемность.

Ну хорошо! В каждой школе будут такие уроки, и дети будут знакомиться и, может быть, даже осваивать этот довольно специфический вид спорта. Как я понял, не выходя на улицу, а прямо в спортивных залах и даже коридорах школы. Сразу бросается в глаза очередное снижение подлинной физической нагрузки, которая нашим детям очень нужна. Они кипят энергией, а им предлагается флегматичное и малоподвижное «развлечение».

Пусть так! А что потом? Куда пойдут потом детишки, заинтересовавшиеся  этим самым гольфом и, может быть, увидевшие свое призвание в нем? Есть ли перспективы у них для реализации своего увлечения и развития потенциала? Есть ли спортивные кружки, секции, соревнования и т. д., то есть то, что позволит взрастить из детей будущих чемпионов? Нет! А для самостоятельного продолжения занятия гольфом нужна очень кругленькая сумма денег. И что на выходе?

Ответы повисают в воздухе. Это вообще свойство правящих в России либеральных сил. Рынок же решает все! Какие там планы и программы! Они рвутся к бесплановости во всем: «В правительстве предложили вернуться к однолетнему бюджету».

Последняя новость, конечно, не имеет прямого отношения к образованию. Хотя школы пока еще бюджетные организации, а стало быть, горизонт их развития с финансовой точки зрения будет опять сокращен до одного года.

Но возникает вопрос а существует ли вообще программа их развития? Не реформа, которая, как показал опрос АКСИО-6, всем обществом воспринимается исключительно как разрушительная. А именно развитие, без которого Россия не может смело смотреть в будущее?

Снова я возвращаюсь к прошедшему летом II Съезду РВС. Родительское сообщество заявило свое полное несогласие с тем, что происходит в системе образования страны и выдвинуло свои требования, свою программу.  Вот Резолюция Съезда.

«У нас перед глазами горький пример Украины, где два десятилетия деградации системы образования, управляемой западными специалистами, не прошли даром.

срочно принять комплексные меры по изменению системы образования и воспитания. Новая система образования должна дать подрастающему поколению достаточно глубокие знания, сделав его тем самым невосприимчивыми к тупым и циничным пропагандистским мифам.

Не желая при этом отказываться от немедленного выдвижения хотя бы простейших альтернатив нынешнему реформированию образования, мы заявляем, что образование, которого настойчиво требует подавляющее большинство российского населения — это показывает проведенный нами масштабный соцопрос, — должно как минимум быть:

- всеобщим — без разделения по уровням, профилям и по достатку родителей;

- гармоничным — развивающим одновременно и ум, и чувства, и волю обучаемых, и их интеллект, и их ценностные представления. Между тем, сегодня налицо попытка противопоставить друг другу эти вполне сочетаемые характеристики по принципу «или — или», отвергая тем самым все достижения русской и советской педагогики;

- фундаментальным, а не обслуживающим только сегодняшние практические нужды;

- разносторонним, развивающим все стороны личности благодаря широкому спектру образовательных предметов, приобщающим ученика к культурной традиции в ее полноте;

- комплексным и системным, дающим целостную картину мира, а не обрывки знаний.

Советский исторический опыт показывает, что восстановление среднего образования возможно реально осуществить в весьма короткие сроки. И это необходимо сделать, иначе новые поколения России окажутся беззащитными перед навязываемыми образованию дебилизацией, сегментацией и упрощенчеством; перед протаскиваемыми в образовательную практику чужими и разрушительными для государства ценностными, моральными, культурными, а в каком-то смысле и политическими установками.

Делегаты и гости съезда, ориентируясь в стратегическом плане на скорейшее создание новой концепции образования, в плане тактическом считают необходимым:

1 Восстановить отношение к образованию как к государственной функции, а не к сфере услуг. Отказаться от рыночных методов регулирования образовательной деятельности. Отказаться от нарастающей фактической коммерциализации образования.

2 Заявить о принципиальной недопустимости отказа от всеобуча. Вернуться к всеобщему обязательному среднему образованию.

3 Восстановить единые требования к знаниям, умениям, навыкам по всем предметам на каждый год обучения, тем самым наполнив реальным предметным содержанием Федеральный государственный образовательный стандарт.

4 Отменить ЕГЭ в качестве выпускного экзамена. Восстановить классические выпускные экзамены по всем основным школьным предметам.

5 Восстановить главенствующее положение учителя в образовательном процессе.

6 Выйти из Болонского процесса».