Семейно-бытовое и государственно-антисемейное насилие

Сначала я расскажу об одном случае, произошедшем в Туле, к сожалению, достаточно типичном в современной России.

Однажды девочка пришла в школу со ссадиной на лбу. Администрация школы вызвала опеку и полицию. Матери сообщили, что дочку у нее забирают. Когда она, бросив все, примчалась в школу, ее четыре часа изводили оскорблениями, в т.ч. нецензурными. Отчим девочки, который воспитывал ее восемь лет, приехав в школу, узнал, что он девочке никто и соваться не должен. И в результате — домой она уже не вернулась. Но и родной отец не смог забрать дочку сразу: с него без всяких законных оснований потребовали собрать кучу справок да еще и заставили написать расписку, что он не будет позволять матери встречаться с дочкой, что тоже совершенно незаконно.

Случай не единичный, и даже не самый жуткий в практике опеки. Например, в Амурской области, отбирая ребенка, мать свалили с ног электрошокером, избили, а теперь судят ее же за царапину у полицейского. Причём ребенка там уже вернули в семью. Ещё как минимум двое детей погибли после изъятия из семьи, и их уже не вернут никогда.

Теперь самое главное, что я хочу сказать о нашей борьбе против закона 323-ФЗ. Мы выступаем не за телесные наказания. Мы выступаем за то, чтобы государство в своих действиях исходило:

° во-первых, из презумпции невиновности родителей;

° во-вторых, из понимания того, что родители своих детей любят, действуют в их интересах и в состоянии и вправе самостоятельно определять методы воспитания;

° и, в-третьих, из того, что в интересах ребенка всегда будет сохранение семьи, если при наказании ребенок не получает в семье телесных повреждений (а это статья 115 УК и другие для более тяжелых случаев, но никак не 116), и родители не ведут асоциальный образ жизни. Причем в случае с алкоголизмом государство должно сначала временно отбирать детей, давая родителям шанс и возможность излечиться. Все это еще с советских времен было предусмотрено в действующем законодательстве.

Что же мы видим в тульском случае? Нарушение полицией и опекой закона и отсутствие реакции на это и со стороны прокуратуры, и со стороны суда. Еще не доказано даже, что это мать ударила дочку, а их уже разлучили.

А если даже и мать? Проводники идеи запрета шлепков говорят про психологическую травму, наносимую ребенку при физическом наказании. А что, изъятие из семьи для ребенка не травма? И какой у государства есть способ обеспечить защиту ребенка от насилия в детдоме или, тем более, в доме у «платных родителей»? А такие случаи насилия нам известны. Телесные наказания действительно наносят душевную травму ребенку, но только в случае, если он чувствует несправедливость или несоразмерность наказания, когда это не крайняя мера наказания, а основная. И все равно эта травма ни в какое сравнение не идет с травмой вырывания из семьи (в надцатый раз подчеркну: речь не о регулярных избиениях (совсем другая статья — «Истязания»), а об «однократном причинении физической боли без нанесения вреда здоровью»).

Часто приходится слышать аргумент «любое избиение начинается со шлепка, значит за шлепок надо наказывать». Логически это просто несуразица. Используется эта бредовая посылка для того, чтобы убедить всех нас в том, что мы нация извергов, и по нам надо пройтись уголовным кодексом.

Согласно исследованию общественного мнения, проведенному под руководством известного социолога Юлии Сергеевны Крижанской, половина родителей в России считают нормой применение в воспитании телесных наказаний. Значит ли это, что половина детей рискует повредить здоровье от руки родителей? Очевидно, что нет. Ведь фактически почти 90% преступлений против ребенка происходит вне дома, т.е. подавляющее большинство преступлений против ребенка начинается совершенно точно не со шлепка. Да и в тех 10-15% преступлений, которые совершились в семье, пострадали 0,2% от общего количества детей.

Гораздо больше детей, не получив хорошего  воспитания, рискует не устроиться в жизни, «пойти по скользкой дорожке».

Например, известный детский психолог Ирина Медведева приводит результат исследования, проведенного в Швеции через 25 лет после запрета телесных наказаний. Согласно нему, число насильственных преступлений внутри подростковой среды увеличилось с тех пор в шесть раз. Не на проценты, не в два раза, а в шесть раз!

Конечно, замечательно, когда родители обладают достаточным педагогическим талантом и обходятся без шлепков. А если нет? Что для ребенка лучше: получить шлепок от мамы и не совершить через пять лет преступление, или наоборот? И тут интересы и родителей, и ребенка, и общества совпадают. Еще раз подчеркну: если родители могут воспитывать без шлепков — это прекрасно. Но если государство сейчас запрещает шлепки, то половину детей оно лишает воспитания. Проблема современного общества отнюдь не в том, что членов этого общества в детстве били родители. Сейчас только половина родителей считает нормой легкие телесные наказания, а раньше это было подавляющее большинство и в России, и в мире. В некоторых штатах США в школах (даже в школах!) до сих пор разрешены телесные наказания. Кстати замечу, что в российских школах они запрещены с позапрошлого века. Поэтому желание объявить семейное насилие острейшей проблемой в государстве, требующей немедленного решения, совершенно безосновательно. С развитием общества, ростом культуры и образованности населения, развитием педагогики, роль телесных наказаний снижается. Вот развитием культуры и образования граждан и надо заниматься, а не объявлять половину населения преступниками.

В заключение хочу сказать, что запретом на шлепки дело не ограничится. Те же самые люди, что защищают осуждаемые нами сейчас поправки в УК, пытаются протолкнуть в жизнь целый закон о семейно-бытовом насилии, по которому будет запрещено, кроме физического, еще и психологическое, и финансовое насилие. Т.е. на самом деле они хотят лишить воспитания не половину подрастающего поколения, а вообще всех. Ведь нельзя будет не только шлепнуть, но и сделать выговор, лишить сладкого, поставить в угол, не пустить на улицу и даже не дать карманных денег. Пока в Госдуму внесен текст законопроекта, не допускающий таких широких трактовок, но если вспомнить предыдущую попытку провести этот закон и то, как в нарушение регламента появилась в 323-ФЗ антисемейная поправка Крашенинникова… тогда можно ожидать всякого. Но даже и к этому сегодняшнему «прилизанному» варианту законопроекта есть множество претензий.

Короче. Люди, объединяйтесь! Сбор подписей против «закона о шлепках» продолжается, и это хороший способ начать совместную работу по защите российской семьи.

 

Адель Чепкунов, РВС