«Шаги истории» как фактор патриотического воспитания

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки»
Абуталиб Гафуров (1882-1975),
дагестанский поэт

В лесной фитопатологии описывается опасная болезнь – пестрая корневая гниль. Это грибковое заболевание поражает корневую систему деревьев. Споры грибка проникают в корни через ранения и распространяются в тканях, постепенно разрушая их, подбираясь к стволу. Внешне дерево остается таким же, как и раньше, а внутри – труха. В случае урагана, а порой и просто сильного ветра, такое дерево не выдерживает и переламывается в стволе или выкорчевывается из земли с остатками корней. Лес, пораженный корневой гнилью, обречен.

С обществом происходит нечто подобное. Если мы условно сопоставим общество с древостоем, а его историю – с корнями, мы увидим, что даже процесс разрушения схож.

Народ, лишивший себя истории, постепенно ослабевает, искореживается, усыхает и перестает быть таковым. Мы наблюдали страшный процесс размывания национальной и исторической идентичности в России на протяжении последних десятилетий после разрушения Советского Союза. Но люди не могут существовать, не сознавая себя! Робкие попытки эту идентичность сформировать без опоры на всю тысячелетнюю историю сосуществования разных народностей и конфессий, а лишь на отдельные ее периоды или кусочки, отливаются в уродцев вроде радикальных национал-уменьшительных (не путать со здоровыми националистическими силами), псевдорелигиозных и иных подобных движений, не только не способствующих собиранию страны, а, напротив, тянущих, рвущих ее в разные стороны. У каждого такого уродца своя страна и своя история. Какое уж тут единство!

Описанный процесс усугубляется разрушительными реформами системы образования, в ходе которых у школ была отнята функция воспитания, а учебный процесс превращен в отношения «клиент-подрядчик». Как следствие, учителя, утратившие авторитет в глазах школьников, не могут выступать полноценными духовными наставниками для молодого поколения. Да и если говорить откровенно, как можно воспитать цельную личность, если учитель и сам не вполне понимает, от какой системы ценностных координат исходить?

Сейчас, когда Россия стоит перед необходимостью сплочения в условиях новой холодной войны, поиск единой платформы для объединения приобретает первостепенное, если не сказать жизненно важное, значение. Первым серьезным шагом на этом пути является возвращение народу его истории.

В ответ на обозначившийся низовой запрос общества и родился образовательный проект «Шаги истории» движения «Суть времени» и «Родительского Всероссийского Сопротивления». «Шаги истории» - это еженедельная школьная стенгазета формата А1, рассказывающая о значимых датах и славных страницах всех периодов истории нашего Отечества без выделения каких-либо эпох и без идеологической привязки. Здесь размещаются рассказы о жизни и творчестве выдающихся людей – писателей, поэтов, философов, военачальников, инженеров, священнослужителей… В каждом номере – назидательное наставление потомкам от великих предков. Одно из таких наставлений вынесено в эпиграф к данной статье.

Все началось в феврале 2013 года с нескольких пробных экземпляров в Новосибирске. Однако уже через два месяца стенгазета разлетелась по регионам России. Ее успех в школах удивил даже самих разработчиков. Сейчас, когда проект уже вышел за пределы России, мы заходим в школы, где коридоры на всей протяженности увешаны старыми номерами. Некоторые школы берут по несколько экземпляров, потому что слишком много детей толпятся у стен, заглядывая из-за плеча друг дружки, и не успевают прочитать статьи. Директор школы № 8 подмосковных Мытищ рассказывает, как ребятишки на переменах подходят к ней и спрашивают, когда выйдет следующий номер. На базе «Шагов» проводятся конкурсы и исторические викторины, учителя истории из разных городов подтверждают, что активно используют их на уроках в качестве учебного материала.

Показательны отзывы не только учительского, но и научного и родительского сообщества. Так, Александр Сергеевич Балакирев, главный специалист Отдела публикации архивного фонда Центрального государственного архива г. Москвы, подчеркивает важность стенгазеты для формирования гражданской ответственности: «Любовно подобранные… факты строительства  родного дома — ученики получают первую предпосылку к тому, чтобы становиться гражданами, потому что возникает некая связь, некое родственное чувство сопричастности… со своей родной страной, и уже тогда это становится предпосылкой именно гражданского, ответственного рассуждения о бедах страны, о нуждах страны, о том, что необходимо изменить в этой стране и так далее».

Юрий Александрович Никифоров, зав. кафедрой отечественной истории МГГУ им. М. А. Шолохова, также отметил вклад «Шагов истории» в дело патриотического воспитания: «основными целями массового исторического образования в современной России признаются содействие формированию этнокультурной и общегражданской идентичности, патриотическое и гражданское воспитание граждан Российской Федерации. Исходя из этих принципов отбор содержания должен быть таким, чтобы  ученики — наши дети — испытывали уважение к своим предкам, причем испытывали уважение ко всем страницам нашей тысячелетней истории, независимо от тех политических пристрастий или споров, которые сегодня бушуют в нашем обществе. Я считаю, что содержание газеты «Шаги истории» полностью вписывается в данную парадигму. И претензий с точки зрения исторической науки к приведенным там фактам или даже интерпретациям предъявлено быть не может».

Тип подачи материала, а именно упор на изложение исторических фактов и сознательный отказ от интерпретаций, отмечают многие учителя и родители. Доктор филологических наук Александр Александрович Волков, зав. кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, высказывая свое отношение к «Шагам», говорит именно об этом: «важно представить… реальную, фактическую сторону истории. И вот в этом смысле, я думаю, что этот проект [«Шаги истории»] весьма полезен. Почему? Школьнику не надо что-то объяснять слишком сложно, но главное, чтобы факты были действительно обоснованными, действительно проверенными, и эти факты представить». Он также особо выделил необходимость воспитания детей на положительных примерах из истории и недопустимости языка «черных дыр» в процессе обучения.

С конца 2014 года ежемесячный комплект стенгазеты приобрел новый вид: два стандартных календарных выпуска актуальных памятных дат, привязанных отдельно к первой половине и второй половине текущего месяца, и два тематических спецвыпуска (Великая Отечественная война, Наука и др.).

Стенгазету ждут не только в светских, но и в православных средних учебных заведениях, в университетах, библиотеках, музеях, военно-патриотических клубах.

Ларин Андрей, воспитанник ВПЦ «Граница».

https://www.youtube.com/watch?v=qxjhS0Fq8sE

Так, юный командир подразделения воспитанников подмосковного военно-патриотического центра «Граница» (руководитель В.О. Синицын), про которых заместитель председателя Общественной палаты Мытищинского муниципального района Савош И.В. сказал, что «за ними наше будущее», считает, что «Шаги» «помогают изучать историю», а ее необходимо знать «для того, чтобы нас что-то соединяло, … традиции, чтобы мы были сплоченный народ».

Изучение истории Отечества неслучайно выступает стержневым элементом систем воспитания, реализуемых военно-патриотическими клубами и центрами. В принятом 13 июля 2015 года «Законе о патриотическом воспитании в Московской области» указано, что оно ставит целью «формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважения к истории и культуре многонациональной России, Московской области, к традициям российского народа».

Весной этого года, накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, по призыву севастопольского отделения «Сути времени», опубликованного в стенгазете, прошел всероссийский конкурс патриотического рисунка и рассказа «Связь времён: мы наследники победителей», в котором приняли участие сотни девчонок и мальчишек со всей страны. Лучшие работы были опубликованы в книге, которая уже выдержала несколько переизданий.

Первые два года проект существовал исключительно за счет средств активистов «Сути времени» и РВС. В этом году проект «Шаги истории» выиграл грант общества «Знание». Средства гранта расходуются только на печать и транспортировку в регионы страны, создание и распространение газеты, как и раньше, осуществляется силами активистов обоих движений.

На данный момент тираж газеты превысил 10 000 экземпляров. Она распространяется бесплатно более чем в 70 регионах страны и доставляется непосредственно подписчику через уполномоченных распространителей РВС.

«Шаги» давно вышли за пределы России и дошагали даже до Германии, куда буквально накануне отправились первые сотни экземпляров. Великое прошлое нашей страны, которое не могут вычеркнуть и измазать никакие нападки историофобов, встречается с юным поколением, обеспечивая соединение цепочки времен, о котором мечтал Гамлет и без которого невозможно продолжение существования нашего народа.

Наталья Севрюкова