Подписчикам «Шаги истории» хорошо известно, что вот уже больше года каждый месяц выходит специальный выпуск, посвящённый истории Великой Отечественной войны. Многие учителя среди достоинств стенгазеты отмечают повышение интереса у ребят к истории своего Отечества. Юбилей Победы в этот раз особо способствовал проявлению внимания к истории Великой Отечественной войны. Отрадно, что в общем информационном потоке «Шаги истории» сумели представить основные события эпохи войны, подвиги героев, интересные факты. Поэтому решение провести очередную конкурс-викторину «Шаги истории», посвященную войне 1941-1945 годов, было закономерным.
Викторина проходила в гимназии №2 г. Александрова среди восьмых классов. По школьной программе истории они еще не добрались и до XIX века. Но тем и интереснее было посмотреть на подготовку ребят по этой теме, понять, как в настоящее время уложилось восприятие Великой Отечественной войны.
В этот раз сложность заданий возросла, впрочем как и уровень подготовки соревнующихся. По итогам предварительного отбора были созданы три команды по шесть человек от каждого класса. Вопросы состояли из двух блоков: от учителя истории Алюшкиной Галины Васильевны и от представителей «РВС» в г. Александрове Алексея Пасхина и Ильи Громова. Очки присуждались команде, которая первой давала правильный ответ.
Условно задания можно разделить на следующие категории.
Энциклопедические познания
Блок включал в себя ряд вопросов о наиболее известных сражениях, подвигах героев войны, городах-героев, ярких фактах.
Определение по контексту
Здесь ребятам было предложено определить по выдержкам из документов, воспоминаний советских или немецких военных события войны. Например, о каком городе шла речь в приказе немецкого командования, куда ни один немецкий солдат не должен был вступить, а всех, кто пытался его покинуть приказано было загонять огнём назад? Или о каком неизвестном русском оружии в немецких сводках сообщалось, что после обстрела, выжившие застывали в оцепенении от ужаса и были неспособны к сопротивлению?
Вопросы на логику
Команде нужно было объяснить какие цели преследовали те или иные тактические решения. Например, почему во время уличных боев в Сталинграде советское командование старалось держать фронтовую линию наиболее близко к противнику? Или что за таблички висели на стенах улиц блокадного Ленинграда и зачем?
Плакаты времен войны
В войну была выпущена отдельная серия плакатов под названием: «Пусть вдохновляет вас образ наших великих предков». В них были отсылки к великим сражениям и полководцам всей нашей тысячелетней истории. Участникам викторины предстояло определить полководцев по образу, их крылатым фразам, экипировке.
Борьба команд продолжалась больше часа. До самого конца не было ясно, кто же победит. Практически не было заданий, которые бы ребята не смогли решить. Особо отрадно было слышать, когда давались вполне развёрнутые ответы на достаточно сложные вопросы. В результате у команды «А» класса оказалось больше всего правильных ответов — 15 — она и стала командой-победительницей. После её награждения мы вручили всем конкурсантам книги о войне — классику школьной внеклассной литературы. Выразили надежду, что не только через учебники истории, но и через художественные произведения, основанных на настоящих героических поступках, ребята смогут прочувствовать дух той эпохи; через судьбы людей осознать, как жертвенный подвиг каждого помогал ковать общую Победу.
Сейчас Великая Победа является главной духовной скрепой нашего народа. Важность сохранения грядущими поколениями исторической памяти о борьбе с фашизмом невозможно переоценить. И здесь проведение подобных мероприятий может и небольшой, но значимый Шаг в этом направлении.