Альберт Анкер. Школьные экзамены (фрагмент). 1862
В марте 2021 года в десяти пилотных регионах в школах появится новая должность: советник директора по воспитательной работе. Об этом 27 декабря сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов в интервью «Российской газете».
По словам министра, советники директора по воспитательной работе будут помогать учителям и тем, кто занимается организацией воспитательного процесса. Кроме того, в обязанности специалистов по воспитательной работе войдет налаживание взаимодействия со школами и другими образовательными организациями. Человеку, который будет заниматься этой работой, будут платить надбавку в 15 тыс. рублей.
Корреспонденты ИА Красная Весна опросили общественников, чиновников и преподавателей о новой должности, которую собираются ввести в школах
Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков считает, что российская система образования потихоньку на разных уровнях начинает возвращаться к советской системе, поэтому чиновники решили ввести аналог должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
«В советское время у нас всегда в школах были организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Они были на уровне заместителя директора школы. Потом, в результате разных реформ эту должность убрали. Посчитали, что школе не нужно заниматься какой-то воспитательной, специальной идеологической работой. Все это переложили на плечи педагогов и классных руководителей. Потом классное руководство отменили. Теперь возвращаются к системе советников по воспитательной работе. Я думаю, что это будет примерно то же самое, что было в свое время с организаторами внеклассной, внешкольной воспитательной работы. То есть мы потихонечку на разных уровнях, начинаем возвращаться к той самой советской системе, которую в 90-е годы так хаяли наши реформаторы», — рассказал Комков.
По словам сопредседателя движения «За доступное образование», советская система образования является одной из самых лучших систем образования в мире. Это понимают западные страны. Поэтому Великобритания практически полностью перешла на советскую систему образования. «Потому нет ничего удивительного в том, что мы постепенно возвращаемся к советскому опыту», — отметил Комков.
Однако он обратил внимание, что сегодня в России практически нет специалистов по воспитательной работе в школах после реформ в сфере образования 2000-х годов: «Специалистов по этой сфере нет ни в самом министерстве просвещения. И очень мало специалистов по этому направлению осталось в Российской академии образования. Раньше в Российской академии образования было целое отделение, которое занималось этими вопросами, а потом после реформирования большая часть специалистов из этого отделения была фактически убрана».
Комков отметил, что сейчас самый главный вопрос, который надо решить — это вопрос практического воплощения этой инициативы в жизнь.
«Нужно понять — кто, как, каким образом будет воплощать эту идею в жизнь. На основе каких параметров все эти задумки будут реализовываться. Если это будет делаться по американским лекалам, то это превратится в некое посмешище, потому что в США есть некие советники, они играют роль нянек. В то время как организаторы внеклассной и внешкольной деятельности исполняли роль именно организаторов воспитательной работы с молодежью», — объяснил он.
Комков убежден, что если российская система образования вернется к хорошо отработанной советской системе образования, одновременно изучая британский опыт, то «мы можем получить прекрасный положительный эффект и преодолеть негативные тенденции, которые имеют место в системе образования России».
«В первую очередь мы сможем преодолеть разобщение между школой, семьей и обществом. Потому что организаторы внеклассовой и внешкольной деятельности — они занимались работой, которая связывала школу, семью и общественные структуры, с которыми работала школа», — заявил Комков.
Доктор политических наук, профессор МГУ, действительный член Академии политических наук Сергей Черняховский считает, что инициатива сведется к написанию справок, составлению отчетов и отправлению их начальству, а практического результата не будет.
«Скорее всего, вся работа советников директоров по воспитательной работе сведется к написанию справок, написанию отчетов и отправлению отчетов наверх, чего допускать не хотелось бы. Потому что практического результата от такой работы не будет», — отметил Черняховский.
По словам политолога, факт надбавки в 15 тысяч рублей для советника директора по воспитательной работе говорит о том, что она будет выплачиваться работнику, для которого воспитательная работа будет являться дополнением к основной.
«Те, кто принимал такое решение, отдают себе отчет, что заниматься этим надо, а как, пока не знают. Представляя предыдущую деятельность этого министра, я мало верю в его способность принимать какие-либо вменяемые решения, памятуя его страшную любовь к деструктивным документам, проверкам и прочее», — заявил Черняховский.
Почетный советник министра образования и науки РФ Анна Орешкина заявила, что планируется создание управляющих советов школ.
Она не смогла прокомментировать возможное введение должности советника директора по воспитательной работе в школах. Однако сообщила, что уже оговорено, что будут создаваться управляющие советы школ.
«Пока что создание советов школ оговорено номинально, а функционально их деятельность еще не определена. Это будет определяться после Нового года. Советы будут создаваться с целью активизировать воспитательную работу и активизировать образовательную деятельность», — сказала Орешкина.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко заявил, что советник директора по воспитательной работе будет заниматься тем же, чем занимается классный руководитель.
«Советники директоров школ по воспитательной работе будут заниматься тем же, чем и классный руководитель. Вы знаете, что весной в закон об образовании был помещен целый раздел, который касается воспитания детей в школах», — рассказал Онищенко.
Он напомнил, что закон об образовании принимался в 2013 году, тогда в нем не было ни одного слова про воспитание детей в школах. «Речь шла о том, что, если ребенок таблицу умножения знает, свою фамилию пишет без ошибок — ну и хватит ему, а воспитывать его не надо. Сам воспитается. Демагогия насчет насилия над личностью и так далее», — отметил депутат Госдумы.
По словам Онищенко, закон об образовании был изменен по инициативе президента: «В нем дается четкое и понятное определение воспитанию. Также в законе предусмотрено, что классные руководители получают дополнительную заработную плату в размере 5 тысяч рублей и так далее».
Он также обратил внимание, что законопроект, который предполагает введение должности советника директора школы по воспитательной работе — это продолжение той же работы, которая началась в марте 2020 года.
«Я надеюсь, что министерство просвещения, и министерство высшего образования и науки, и вообще правительство примут все необходимые подзаконные акты, будут разработаны соответствующие стандарты по воспитанию, а также будут разработаны критерии оценки», — заключил Онищенко.
Профессор СПбГУ, доктор исторических наук, протодиакон Владимир Василик убежден, что должность советника директора по воспитательной работе в школе необходима.
«Считаю, что такая должность нужна. Если, конечно, будет дано правильное направление. Школа как сфера образовательных услуг — обречена. Школа должна давать и образование, и воспитание. Фактически образование не отделимо от воспитания, потому что образование дает образ человека — божий образ, как говорили наши предки», — отметил Василик.
Он обратил внимание, что сейчас школа заражена множеством пороков: мат, ранний алкоголизм, раннее курение, массовые драки, которые бывают временами очень жестокими, а также ранние сексуальные связи.
«Поэтому за наших детей надо взяться строго, с большой любовью и большим вниманием. Поэтому должность помощника директора по воспитательной работе безусловна нужна», — подчеркнул Василик.
Депутат Госдумы VII созыва, руководитель группы в ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина призвала увеличить кадровые и финансовые ресурсы для организации воспитательной работы в школах.
«То, что нужно усиливать кадровое обеспечение воспитательной работы — это очевидно. Нужно увеличивать человеческие и финансовые ресурсы для проведения воспитательной работы в школах», — отметила Духанина.
Она обратила внимание, что учителя в школах перегружены, поэтому им не хватает времени и внимания на воспитательную работу с молодежью.
«Поэтому появление дополнительного человека, который в перспективе будет организовывать воспитательную работу в школе, окажет большую помощь всему педагогическому составу», — сказала депутат Госдумы.
Духанина подчеркнула, что «помощник директора по воспитательной работе должен быть наделен схожим функционалом, который был в советское время у организатора внеклассной и внешкольной деятельности».