Система «Контингент» - угроза обществу

То, что система «Контингент», закон о которой принят в последней декаде декабря, ставит в опасность персональные данные семей, понимают многие. Однако есть еще одно пугающее следствие этого закона — ничуть не менее опасное. Напомню, что принят закон об информационной системе «Контингент», в которой будут собираться, храниться и обрабатываться все данные о детях с самого рождения. Данные будут касаться не только самих детей и их здоровья, но и их окружения, школы, кружков, мероприятий, на которых дети бывают, их успехов в учебе, увлечений. Круг данных неопределенный и может расширяться. Что еще захотят подзаконными актами внести в эту систему чиновники — неизвестно.

Система позволит при необходимости получить все эти конкретные данные на каждого ребенка. Она позволит чиновникам быть в курсе успехов конкретных детей, наличия у них родственников и других данных о семье ребенка. Конечно же, это просто клад для ювеналов, если они захотят работать прицельно, «защищая права» не просто случайно попавших в поле зрения детей, а детей с нужными характеристиками. Но кроме ювенальной опасности в случае попадания персональных данных о детях нечистым на руку людям, эта система позволит чиновникам отказаться от массового качественного образования. Теперь у чиновников не останется поводов улучшать систему образования, кроме как наличия искреннего желания это делать. Однако в том, что такое желание отсутствует, мы уже давно убедились. В противном случае не появился бы сегодняшний закон об образовании, в котором само образование рассматривается как услуга. И не появились бы стандарты образования, позволяющие вести ребенка по любому коридору образования — в том числе и по коридору с полным отсутствием содержания образования.

В том, что целью реформ образования является вовсе не улучшение качества образования, можно не сомневаться. Власть чутко слушает, меняет лозунги в зависимости от обстоятельств, но от своей цели — создать на выходе школы не творца, а потребителя, не отказывается. Разве что сменила риторику. Убрали Фурсенко, который рубил правду-матку о цели. Но цель-то не сменили. Новый министр Васильева даже заявляла, что образование не является услугой. Но в законе-то говорится об образовательной услуге. И качество образовательной деятельности оценивается как качество услуги. Министр также заявляла о воспитании творца. Но говорить — это одно, а сделать так, чтобы ребенок мог не только думать, будто он личность творческая, но и творить, создавая новое, — это совсем другое! Инклюзию-то из школы не убирают! А она не дает возможности получить полноценное образование ни здоровым детям, ни детям с особенностями здоровья.

Раньше, без тотальной слежки за успехами детей, чиновники еще как-то были заинтересованы в том, чтобы система не опускалась совсем низко, чтобы хоть какую-то минимальную планку держать, чтобы была возможность у тех, кто хочет и готов учиться, получить образование: ведь стране нужны кадры — инженеры, ученые. Однако с введением базы данных о детях можно будет безболезненно снижать качество массового образования, не боясь, что страна совсем лишится кадров. С этой системой можно на всю массу детей не обращать внимания и работать только с отдельными детьми — с наиболее перспективными, по мнению системы.

Можно пустить все на самотек, бросив детей в мир джунглей образования без помощника и отбирая через систему тех, кто добивается каких-либо успехов. Затем этим способным детям создавать условия для лучшего образования. Как все просто! Система позволит разделять детей на тех, ради кого не нужно напрягаться (вытягивая их наверх из необразованности),  и тех, кто заслужил особое отношение. Первым можно под песни о «развитии личности» снижать уровень образования, пускать их по коридору упрощения. А вторых можно направлять по другому коридору — давая образование лучшего качества, через систему поддержки одаренных, через индивидуальную работу с детьми и особые программы.

Теперь с пуском системы «Контингент» можно всю систему массового образования рубить на корню — способных выявят, образуют так, как нужно государству. А остальных — «в расход» (пардон, в другой облегченный коридор, в управляемую не рассуждающую толпу).

Это чисто гитлеровская система. Он именно так действовал. Гитлер требовал особо одаренных — образовать, чтобы пользу нации приносили. А остальную массу — отупить, оздоровить, воспитать так, чтобы они не рассуждали, рожали детей, отдавали их государству и слепо шли за лидерами, выполняя то, что им подскажут. Мы именно туда катимся. Система «Контингент» сможет указать и на здоровых, и на интеллектуальных. А ФГОС, позволяющие давать детям что угодно, будут направлять детей по разным коридорам образования. Оставляя слабым удел аутсайдеров, с помощью инклюзии мешая им развиваться.

Ольга Горянина, РВС