В Телеграм-канаде "Незыгарь" рассуждают о проблеме дефицита учителей и необходимости поиска выхода. Как обычно, делается заключение, что для решения проблемы не хватает одного из главных компонентов: денег.
Для обеспечения уровня базового оклада не ниже 70% средней зарплаты по региону (предложение депутата Олега Смолина) нужно 400 млрд рублей, а где их взять?
Трудно не согласиться с тем, что зарплаты педагогам поднимать нужно. Однако тут ключевой вопрос: кому нужно? Если анализировать заявления и действия властей, то не им, они занимаются противоположным: оптимизацией затрат.
Характерный пример - объединения школ и детсадов в "образовательные комплексы". Если посмотреть документы по этим объединениям, главный мотив - оптимизация расходов.
Другой пример: школы сейчас стимулируют на предоставление всё больших объёмов платных услуг, причём учитывается, каков процент фонда оплаты труда формируется за счёт продажи таких услуг. О том же - сокращение затрат на сельских педагогов, отмена льгот.
Наряду с этим вкладываются многие десятки миллиардов рублей в цифровое образование с массовой подготовкой электронных уроков. Поэтому разговоры о необходимости решения кадровой проблемы в школах (по оценке того же Смолина дефицит доходит до 1 миллиона учителей) не встречают значимого отклика в Минпросвещения.
А самая кардинальная оптимизация - это замена учителей видеоуроками, она сулит сотни миллиардов рублей экономии в год. И ничего вожделенней для занимающихся бесконечной оптимизацией чиновников и быть не может.
Но им пора посмотреть хотя бы на два шага вперед и понять, что нынешнее разрушение образования приведет страну к полной недееспособности. Ставки оптимизаторов на экранное, цифровое, дистанционное образование провалятся.
Оно крайне неэффективно и разрушительно для детской психики и закончится массовой деградацией населения. Ставка на образование для узкого круга также не сработает, потому что узкий круг без массовой подпитки снизу быстро растает.
И его в любом случае не хватит. Стране нужны массово хорошо образованные люди для подъема целых отраслей науки и экономики. Нужны потому, что иначе страна прекратит своё существование.
Особенно в условиях военного противостояния со всем западным миром. Если это будет сказано, если власть перестанет думать в терминах «оптимизации», а начнет думать в терминах «безопасности», не только государственной, но и своей собственной, - найдутся и деньги, и решения.
Владимир Васильев, РВС