Статья пятая из цикла статей о Пионерской организации.
Жить без идеи? Многие из нынешних детей, которые просто ходят в школу, живут именно без идеи. И те, кто постарше, уже выросшее поколение, может быть, их родители. Идеей ведь не может быть желание, например, личного обогащения. Скажем, покупка еще одного автомобиля. Кажется, Тодоровский-младший, Валерий, сказал: «Вам нужен счастливый финал фильма? Два негодяя купили по холодильнику. Вот «счастливый» финал».
Идея — это высоко и глубоко. Когда для всех. Для Родины. Моей внучатой племяннице Анечке было три года (она дочка той самой племянницы Настеньки, о которой я писала в первой статье), когда она однажды возвращалась с бабушкой из детского сада. Идут по площади Героев. Подходят к Вечному огню. И Анечка вдруг спросила:
— Бабушка, это те, кто защищал нашу Родину от фашистов?
— Да, — ответила моя младшая сестра. И они обошли все плиты с именами липчан, погибших в Великую Отечественную. С тех пор часто заходили туда.
Анечка уже тогда знала, что есть Родина и есть люди, которые ее защищают.
Дети Липецка до сих пор, хотя уже прошли похороны Героя России Олега Анатольевича Пешкова, идут и идут на площадь Авиаторов. Кладут к памятнику с пронзительной надписью «Вы в небо ушли…» красные гвоздики, вешают на елки гирлянды бумажных самолетиков. На них пишут так страшно погибшему летчику что-то, рисуют.
…Именно в Липецке, в нашем городе, жил и работал выдающийся педагог второй половины XX века Сталь Анатольевич Шмаков. Мастер игры. Незадолго до кончины своей крестился в православии с именем Сергий.
Помню, как провожали мы его — в аудитории Липецкого государственного педагогического университета, где стоял гроб, кто-то повязал на один из венков алый пионерский галстук. Когда в Липецке уже в последние 90-е годы принимали ребят в пионеры, Сталь Анатольевич непременно приходил, сам в пионерском галстуке, и напутствовал ребят, поздравлял их.
Его наследие огромно, интересно, уникально. В Липецком государственном педагогическом университете работает Людмила Павловна Шопина. Она — кандидат педагогических наук. Ее можно назвать соратником Сталя Анатольевича Шмакова. После его кончины она собрала его архив и стала выпускать собрание сочинений. Работа остановилась, потому что на выпуск книг нет средств.
Людмила Павловна выступила со статьей о Форсайт-проекте «Детство – 2030», который был представлен на Всемирной выставке в Пекине от имени России. Вот суть её анализа.
Немыслимо, как позволили такому тексту появиться от имени нашей страны! По сравнению с ним пресловутый ЕГЭ покажется еще цветочком. Вот язык Форсайт-проекта: «По многим вопросам, по которым сегодня у нас ведутся жаркие дебаты, уже, как говорится, «поздняк метаться»», «А уж коли речь идет об облике России, то за XX век мы не раз показывали миру кузькину мать, и ежели что, то и снова смогём», «Россия, в случае естественного хода событий, уже не сможет поддерживать свою уникальность и конкурентоспособность на мировом уровне и превратиться в «мировую помойку»».
Включение последней фразы можно будет понять, если я поясню, что слово «превратиться» напечатано в Форсайт-проекте с ошибкой, надо убрать мягкий знак.
Это всё для нас, для людей — глобальная стратегия воспитания и образования детей и молодежи на ближайшие 20 лет! Чтобы мы уж точно оказались на «мировой помойке». Потому что умные, сильные мы разработчикам Форсайт-проекта не нужны. Да, кстати, можно посмотреть в Интернете — там это все подробно выложено.
Исполнителем проекта является Международная методологическая ассоциация во главе с ее президентом Сергеем Поповым. Уж не тот ли Сергей Попов, который в годы перестройки называл себя методологом и руководил первыми выборами директоров — на заводе ВЭФ в Риге и в «Артеке»? Да, да, тот самый. Официально заявленная цель проекта заставляет содрогнуться: «воспитание конкурентоспособного человеческого капитала».
Одна школьница ответила на экзамене по истории: «Сталин — эффективный менеджер». И никто не пришел в ужас. Да и как ей объяснить, если это почти дословно — из учебника. И чем эта девочка хуже «методолога» Попова?
А музыкант, музыковед Михаил Семенович Казиник пишет: «Всё меньше хранителей высокой культуры, ибо масс-медиа внушила обществу ценность вкуса человека из подворотни. И когда это поддерживается всеми системами, позиционируется как престижность, то в грохоте пиара глохнут последние голоса интеллигентов и интеллектуалов».
Вспоминаю звучание серебряной трубы Тимофея Докшицера на пионерском концерте для делегатов XX съезда комсомола. На этом концерте была и другая прекрасная музыка. Что сейчас слушали бы на съезде комсомола? Попсу?.. Киркоровщину?
Задержимся на Михаиле Семеновиче Казинике, потому что сегодня это не просто один из тех, кто пытается спасти души людей России, но он сумел прорваться к электронным средствам массовой информации — вот что важно. Иногда он ошибается, но не в главном. Его эфиры. Радио классической музыки «Орфей». Был и на радио «Серебряный дождь», но закрыли его передачи. Интернет заполнен его фильмами, статьями, интервью — это сделали и делают люди, которые поняли необходимость выступлений Казиника.
Вот из форума на «Серебряном дожде»:
Спрашивает Аня:
«Здравствуйте, Михаил, очень нравятся ваши передачи, мне 12 лет, но я с большим удовольствием их слушаю! Спасибо, очень интересно!!!»
Отвечает Михаил Казиник;
«Анечка! Если в 12 лет Вы получаете удовольствие от моих программ, то я спокоен за Ваше будущее».
А вот молодой отец, Кирилл, спрашивает: как детей приучить слушать классическую музыку?
Ответ Казиника:
«Уважаемый Кирилл! Дело не только в музыке, а в настройке на нее, в умении создать направленное восприятие. Самое главное — не музыка, а обстановка, Сядьте вчетвером на диван, обнимите друг друга и послушайте, например, Первую симфонию Моцарта — ту, которую он написал в 8 лет. Прочитайте всё популярное про Моцарта и расскажите об удивительном мальчишке, который стал играть и сочинять в трех-четырехлетнем возрасте.
С точки зрения иллюстраций, можно слушать «Бабу-Ягу» и «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Вообще, сочинить сказку, объединяющую все картинки. «Утро», «В пещере горного короля» и «Танец Анитры» из «Пер Гюнта» Грига.
«Лирическая тетрадь» Грига, «Детский альбом» Чайковского.
Нужно рисовать то, что слышишь, если можно — танцевать. Использовать любую возможность для того, чтобы музыка стала нормальным языком для ребёнка.
Повторяю: девочки будут слушать всю прекрасную музыку, если это делают папа и мама. Должно быть такое время священнодействия. Полумрак, тесно обнявшись. Вы, четверо, любящих друг друга, и музыка».
Так могло бы быть не только в семье, но и в детской организации. И было. Когда я (многие удивляются, что с дипломом факультета журналистики МГУ, но мне тогда очень хотелось только в колонию, в Красный бор, — подробнее сейчас не могу, ведь речь о другом) в 70-е годы несколько лет работала старшей пионервожатой в колонии для девочек, у нас была пионерская организация. Как хорошо это помню: девочек мы принимали в пионеры заново, далеко не всех, по одной, по двое-трое. И вот вечером пионерки отутюжат свои алые галстуки и повесят их на спинки кроватей. У других этого права нет. Его нужно еще заслужить…
Были у нас и «Красноборские посиделки». При свечах, вечерами, мы слушали тогда еще виниловые диски. Я рассказывала. Было непередаваемое ощущение уюта и единомыслия. Впрочем, туда могли приходить не обязательно пионеры. И приходили, и сидели. И душу исцеляли этой музыкой. Читали стихи. Томик сонетов Шекспира в переводе Самуила Яковлевича Маршака лежал на моем письменном столе всегда. Для всех.
Было бы это в теперешней школе, кто-то из детей непременно остался бы на такие «Посиделки». Потом кто-то еще пришел бы. Но в школах взрослые теперь часто делают лишь только то, за что им платят деньги.
Казиник с болью повторяет: с попсой мы теряем душу!
Тут еще и слова такие придумали. Не где-нибудь, а на телеканале «Культура» я услышала небывалое слово «ширнармассы» — это сказал кинематографист, сын выдающегося киносценариста 60-х годов. Означает «широкие народные массы»… Ну и как людям себя чувствовать после этого? Каково детям?
Появилось в обиходе еще такое слово — «быдло». Так называют тех, кто не ходил митинговать в предвыборную кампанию в Москве на Болотную площадь и проспект Сахарова, у кого нет дорогой автомашины, дачи, дома в Австрии, кто не ездит на зарубежные курорты. Слово это произносят взрослые. Слышат — дети.
А кстати, подумала вдруг я: может, на такие митинги идут еще и потому, что хочется какого-то единения, праздника. И идеи. Пусть это идея поддержки выдвижения на пост президента страны совершенно не годных для этого людей, но идея! В советское время были праздничные демонстрации. А теперь, кроме праздника, который объединяет нас всех — Дня Победы 9-го мая, пойти некуда. Может, в человеке есть какой-то ген коллективности, которая, будучи нереализованной, оборачивается тоской по таким вот массовым действиям? Да, вот еще. Я смотрела через Интернет шествие и митинг в «Лужниках» 23-го февраля 2012 г. за Владимира Владимировича Путина. В разных местах колонны заметила несколько мужчин с баянами. Люди пели, улыбались, приветственно махали руками перед камерой. Это напоминало первомайскую демонстрацию.
Мне приходилось по поводу президентских выборов встречать в том же Интернете скверные записи о Путине, скверными же словами. Так, может, люди это писали еще и потому, что им казалось, что все-таки в чем-то участвуют, все-таки какой-то драйв, все-таки адреналин, которого не хватает им. В их жизни была скучная школа и никаких значительных событий. Ну вот как тогда у моей племянницы Настеньки. Она стала журналистом, а уж у журналиста событий более чем… Блогерам советую писать в газеты и журналы, и тогда они почувствуют удовлетворение и успокоятся. Но только с условием: ты за свою журналистику отвечаешь! Про радио «Эхо Москвы» я не говорю, потому что не отношу то, что там делается, к журналистской профессии, которую привыкла уважать и которую считаю очень ответственным делом.
На телеканале «Культура» прошла очередная передача Александра Архангельского в серии «Тем временем». Название — «Новые народники». Почему молодые, энергичные, успешные люди всё чаще начинают заниматься внешкольной педагогикой, кружками научного творчества, организацией летнего отдыха детей? В студию были приглашены несколько таких людей, они рассказывали о своей работе с детьми. Да вот и у нас, в Липецке, на соседней улице поселился человек, который занимается фехтованием. И устроил занятия во дворе для ребятишек. Бесплатно. В Липецке, к слову сказать, очень хорошие дома творчества детей и юношества. Бывшие дома и дворцы пионеров. И, конечно, детские библиотеки. Библиотекари всегда были чуть ли не самыми низкооплачиваемыми людьми, энтузиастами.
Двадцать пять лет назад всё это объединялось пионерской организацией.
Сейчас есть новый «объединитель» — Интернет. Вот только дети, а речь именно о них, предоставлены там сами себе. И очень немногие родители, учителя способны подсказать: с кем объединяться, с кем общаться. А «воспитатель» — телевидение. Я уже несколько лет включаю только телеканал «Культура», но и его в последнее время не часто. И он снижается по уровню.
Заметим, что давно не выпускаются книги с играми. Или почти не выпускаются. Редактором нескольких таких книг в последние 25 лет была я. Ну так они очень быстро разошлись.
Во время своей последней предвыборной кампании Владимир Владимирович Путин встретился с главами религиозных конфессий России в Свято-Даниловом монастыре. Патриарх Кирилл говорил с тревогой: «А вот что сегодня мы имеем? Если просто проанализировать весь информационный поток: телевидение, Интернет, средства массовой информации, другие печатные книги, фильмы — они все работают, может быть, не на 100 %, но абсолютное большинство работает на формирование инстинкта человека, гражданина цивилизации. Никаких высоких идеалов!»
Сон разума. «Сон разума рождает чудовищ» — так называется знаменитый офорт Франсиско Гойи. Страшные слова. Это испанская поговорка — El sueño de la razón produce monstrous. Вот на что похожа сегодняшняя жизнь, вот что достается нашим детям.
Система антиценностей.
Меня попросили недавно отредактировать грантовую заявку одной детской организации, точнее, организации, по преимуществу материально помогающей детям. Читаю очередной пункт: «Зрелищно-развлекательный утренник». А что, разве просто «утренник» — это уже плохо, хуже? Вспомнила вдруг, что проезжаю иногда мимо очень большого магазина. На фасаде написано: «Торгово-развлекательный центр». Ну да, с Запада пришло к нам слово «шопинг». Покупки с развлечением. То есть прямое указание, рекомендация, что, мол, время своей жизни можно потратить в таком вот «центре».
А я говорю, что ничего нет важнее и интереснее становления и жизни человеческого духа. Только для этого надо в Интернете отличать сайт высокой интеллектуальной ценности от порнографии. И ходить не по торгово-развлекательным центрам, а в библиотеку и читать книги, которые изданы не сейчас, а хотя бы 25 лет назад. И дома такие книги держать. В нашем городе их купить не трудно и недорого — у нас много магазинов, которые нельзя назвать букинистическими (букинистическая книга — это совсем другое), а вот таких, куда сдают старые книги скопом, по дешевой цене, и дешево же их продают. Там великолепные старые издания, собрания сочинений, которые никогда никто не открывал. В советское время, когда так трудно было купить хорошую книгу, получить подписку, смеялись над людьми, набивавшими всем этим свои шкафы, я говорила: человек должен жить с книгами, на фоне книг. И не родители, так дети, внуки прочтут. Так вот, когда бываю в таких магазинах, понимаю, что те внуки, которые сдали эти книги, уже не прочтут.
А Международный союз пионерских организаций – Федерация детских организаций проводит интереснейшие смены в «Орленке». У меня хранится книга доктора педагогических наук Ирины Фришман «Хоббитские игры». Такая смена в начале 90-х годов была проведена ею именно в «Орленке». Об этом и книгу она написала — значит, можно повторить игру.
В этой же Федерации детских организаций есть Детский орден милосердия. Я проработала в нем все 90-е годы, выпускала журнал «Время колокольчиков». Детский орден милосердия был создан Галиной Владимировной Никаноровой в недрах еще Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Как вставал на ноги новый союз детей и взрослых, создающий среду равноправного общения детей-инвалидов и их обычных сверстников? Да, трудно.
Процитирую самоё себя, это статья двадцатилетней давности.
Наши времена, которые принято называть «трудными», «непростыми» и тому подобное, для меня тяжелы тем, что, сказав что-то вслух, нередко рискуешь быть втянутым в безудержный словесный погром. Детскому ордену милосердия тоже достается от невротизированного и политизированного нашего общества:
— Вы говорите: «милосердие»? Слово уже истерто и затоптано!
Или:
— Это что — какие-то громкие акции во славу инвалидов? Да вы посмотрите, сколько нищих на улице!
И еще:
— Почему — «Орден»? И вы тоже вслед за клерикальной модой?
Ой, сколько же неутомимости в любителях схоластических споров, кажется, лелеющих нечто глубоко ущемлённое в самих себе…
«Коронное» изречение, рассчитанное на полное «убийство», звучит обычно так:
— Значит, вы — Детский орден милосердия? Из этого длинного названия — Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций? Помним мы про двадцатимиллионную красногалстучную пионерию… И с Павликом Морозовым теперь все ясно — доноситель на родного отца! Но вам-то это зачем нужно?»
Вот видите – опять про Павлика Морозова…
Один из нас — создатель и руководитель московского объединения «Эхо» Дмитрий Браславский:
«Для нас принципиально нет разницы между кем бы то ни было из наших друзей. Права у всех равные… Возможности, конечно, у слышащего и неслышащего, ходячего и неходячего — разные. Вот мы и учимся жить вместе, применяясь к возможностям каждого. В разговоре — не убегать вперед, чтобы успели перевести тому, кто не слышит, спросить того, кто не говорит. Не потому, что мы обязаны «войти в положение». Просто нам интересно мнение глухонемого собеседника…
Мы НЕ организуем «Десантов милосердия», стараемся «выходить» только на тех ребят, с кем потом не раз встретимся и всерьез подружимся. Подло — устроить «звездный час» для человека, тепло проститься с ним и уйти, оставив его опять наедине с бедой.
Мы НЕ участвуем в тех шоу, где в качестве живых экспонатов чьей-нибудь благотворительности фигурируют наши друзья. Вася с нами не потому, что он — инвалид, а потому, что он — Вася. Личность, маленькая Вселенная, и этим вызван наш к нему интерес.
Работа за «спасибо»? О каком «спасибо» идет речь? И не мы ли должны это слово произнести за то, что нам очень хорошо, надёжно и спокойно среди этих маленьких и больших людей..!»
Зная, как Дима работает с детьми, скольким тяжелобольным ребятам он помог и помогает обрести нормальное качество жизни, я уверяю Вас, что Дима имеет право говорить это. Вот он пишет: «Глядя на людей вокруг нас, сдавленных сегодняшними реальностями (ребята — на одноклассников, взрослые — на однокурсников или сослуживцев, все вместе — на родных и близких), мы чуть жалеем их. Нам сейчас проще, чем многим. Мы в чем-то неуловимом — сильнее. «Ты знаешь — я рядом».
Последние слова — девиз «Эха».
Сейчас в России очень сильным является убеждение: все
проблемы инвалидов, и детей-инвалидов тоже, — исключительно
материальные. Что сказать — трудно живем. Но верить в то, что
пролейся на нас денежный дождь, и всё сразу встанет на свои места, и заживут все прекрасно, станут умными, добрыми... Огромное заблуждение.
Потерянное поколение общается с помощью ненормативной и бранной лексики.
Россия же продолжает оставаться страной, где по традиции еще со времен Николая Ивановича Новикова (1744 — 1818) люди свято верят журналистам. Что ни соврут, что ни придумают, — всему верят. Поэтому наша свободная-пресвободная свобода слова, разгулявшаяся со времен перестройки, очень опасна.
…Есть такое психическое заболевание — скорбное бесчувствие.
Читатель, хотя бы в Интернете посмотрите, что это такое, и
ужаснитесь, если Вас еще не ужаснул Форсайт-проект,
«эффективный менеджер» и каждодневное убийство средствами
массовой информации Павлика Морозова. Так, может, обратимся
к тому, что потеряли мы с закрытием пионерских организаций в
школах? Может, перестанем слушать Киркорова, а? Чтобы
не только владыка наш, Высокопреосвященнейший Патриарх
Кирилл, но и мы вслед за ним ужаснулись: «Никаких высоких
идеалов!» И чтобы это стало нашей заботой.
…Не самые плохие люди росли в алых пионерских галстуках.
Они страну защитили в Великую Отечественную войну, они ее
восстанавливали, они в ней жили и работали и никогда не болели
скорбным бесчувствием.
Простите, что так сумбурно.
Салют!
Ольга Клековкина,
член Союза журналистов России, РВС.