В Москве в течение последних нескольких лет Департаментом образования инициировалось слияние учебных учреждений в так называемые образовательные комплексы. Объединили школы, детские сады, детские творческие центры, музыкальные школы, специализированные школы для детей с особенностями развития и т.д. Получился такой вот салат, который невозможно есть. Объединяли те, кто, по всей видимости, не имеет понятия о специфике каждого из объединенных учебных заведений. Или им эта специфика попросту безразлична. Руководствовались эти горе-реформаторы желанием сэкономить государственные средства. Правда, до сих пор еще никто из Департамента не отчитался, на что были потрачены сэкономленные в результате «оптимизации» средства и также не проанализированы результаты этого разрушительного эксперимента. Ниже я хочу рассказать о том, как выглядят результаты этого реформаторства на примере Детского творческого центра с 50-летней историей «Созвездие», который находится на юго-западе Москвы.
После слияния в 2015 г. со школьным комплексом «Школа на проспекте Вернадского» педагогов «Созвездия» стали постепенно увольнять по сокращению штата. До слияния коллектив насчитывал более 120 педагогов допобразования, на сегодня их — 34 (данные на февраль 2018). Под увольнение попали сначала педагоги-психологи, социальные педагоги, костюмер, концертмейстеры, а потом и остальные. Оставшимся педагогам были сокращены бюджетные ставки. Под сокращение попали целые направления дополнительного образования такие, как рукоделие, футбол, волейбол, батут, соляная лепка, валяние из шерсти, вязание, авиамоделирование, кулинария, кружок изучения истории Москвы, бисероплетение, большой музыкальный отдел с обучением игре на разных музыкальных инструментах (блок-флейта, поперечная флейта, гитара, ударные, фортепиано), школа боевых искусств «Байлун» и др., закрыта целая библиотека, книги просто списаны и выброшены. Оставшиеся кружки «урезаны» по количеству часов. Из оставшихся часов 50% сделали платными. То есть раньше в «Созвездии» кружки были совсем бесплатными или были доступны за символические деньги, а после присоединения к школе количество кружков уменьшилось, запись в них ограничена, большинство кружков стали платными и стоят дорого для большинства жителей района.
Запись на 2017-2018 учебный год в самом заведении была саботирована бывшим руководителем "Созвездия" Юрчиковой Е.В., на сайте mos.ru запись также не была возможной. В результате число детей, посещающих «Созвездие» сократилось вдвое. Все прошлые более 50 лет существования «Созвездия» в нем занималось более 2000 детей всего района, кабинеты были заняты "под завязку". На данный момент (февраль 2018 г) в учреждении занимается менее тысячи детей, 50% кабинетов пустуют.
Раньше в "Созвездие" приходили все желающие дети, как в начале, так и в любое время года и могли записаться. Сколько желающих заниматься, столько и бюджетных групп открывалось. Это и означало ДОСТУПНОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ. После присоединения к школе кружки стали недоступны детям района не только по количественному и материальному признаку, но и по возможности записаться. Количество бюджетных мест в кружках резко сократилось и запись в них после присоединения к «Школе на проспекте Вернадского» стала приоритетной для учащихся школы, что дискриминирует всех остальных детей района Тропарево-Никулино и близлежащих районов. По факту, учащиеся "Школы на проспекте Вернадского" узнают об открывшихся бюджетных группах раньше детей района и могут записаться в них тоже раньше, в том числе через своих классных руководителей. Также очевидно, что количество бюджетных мест в кружках стало ограничиваться руководством школы. Новое руководство школьного комплекса полностью убрало скидки на кружки и секции для многодетных и неполных семей, что также негативно отразилось на незащищенных слоях населения района. Теперь детям района просто некуда пойти, они вынуждены сидеть с гаджетами или слоняться по улицам. Решение по присоединению лишило большинство детей района возможности получать доступное высококачественное дополнительное образование рядом с домом.
Зарплаты педагогов допобразования упали после присоединения. Были напрочь убраны надбавки за выслугу лет, за звание почетного работника образования, заслуженного педагога допобразования и другие. Теперь любой молодой педагог, который приходит в «Созвездие», приравнивается директором школьного комплекса к квалифицированному педагогу допобразования со стажем, проработавшему в ДТЦ 20 и более лет, имеющему широчайший набор вымпелов и грамот за победы своих воспитанников и пользующийся заслуженной популярностью среди родителей и детей.
Директор комплекса требует побед в олимпиадах и конкурсах и только по этому критерию оценивает педагогов. А те дети, которые не побеждают, стали никому не нужны. Директор запрещает родителям использовать название ДТЦ «Созвездие», известное всему району, являющееся «брэндом» района и настаивает на безличном «Школа на проспекте Вернадского». Слияние разрушило целостность существовавшего годами коллектива квалифицированных педагогов и привело к недоступности допобразования для детей района.
Зачем школе отдельное здание допобразования? Директор комплекса теперь выдает за допобразование дополнительные школьные уроки, практикумы и подготовку к олимпиадам и ЕГЭ, ведут которые те же школьные учителя. Он отчитывается перед депобром о том, что допобразование в его школе есть и в большом количестве, зарплаты у школьных учителей тоже выросли за счет так называемых «допов». На самом деле — это полная профанация допобразования! В результате такой политики финансирования школой ДТЦ по остаточному принципу, педагоги «Созвездия» сидят на «голодном» пайке, материальная база не обновляется, у педагогов нет даже самого необходимого для проведения занятий и они вынуждены покупать все сами. Педагогов заставляют выходить на работу в выходные дни без доплаты, готовить концерты, стенды, снимать видео, при этом уволили часть коллектива, который раньше помогал педагогам заниматься организационными вопросами. В результате присоединения для педагогов «Созвездия» созданы неприемлемые условия работы и оплаты труда, что привело к массовому уходу их из центра. Часть уволили, часть ушла сама из-за невозможности работать в созданных руководством школы условиях.
Директор комплекса планирует со следующего учебного года занять третий этаж «Созвездия» под 6 первых классов. Это означает прямой захват отдельного здания допобразования в интересах школьного комплекса. Директор фактически «сталкивает лбами» родителей первоклассников, детям которых нужны нормальные помещения для обучения, с родителями детей района, которые годами посещают ДТЦ «Созвездие». Чтобы получить больше подушевого финансирования, школа набрала столько детей со всех районов Москвы, сколько не могут вместить все ее помещения. Руководство школы сразу же после слияния пошло путем сокращения коллектива "Созвездия" и планомерного захвата здания с целью высвободить его площади под начальную школу.
На борьбу по защите «Созвездия» поднялись родители всего района Тропарево-Никулино, собрано более 1200 подписей жителей района за возвращение ДТЦ статуса самостоятельного учреждения, написана масса жалоб в Департамент образования. Родители хотят быть услышанными чиновниками от образования и требуют вернуть их детям возможность получать качественное доступное дополнительное образование в собственном районе. В результате политики чиновников департамента слияние обернулось для ДТЦ «Созвездие» «сливанием» и привело к его сокращению в 4 раза, а в недалеком будущем приведет к полному поглощению его школой. На фоне участившихся случаев школьной поножовщины, понижения общего уровня культуры нужно понимать, что подрастающему поколению необходима доступная возможность развиваться, направлять свою энергию и таланты в мирное русло.
Елена Рудинская