Содержание учебных программ

 Образовательные программы, которые реализуются в школах, разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). За все, что гражданин захочет получить сверх программ, ему придется платить, так как бесплатное образование у нас гарантируется в соответствии с ФГОС. Сейчас школа находится в процессе перехода на ФГОС нового поколения, принципиально отличащиеся от старых (начальная школа уже перешла, с 2015-2016 года перейдут 5-е классы, к 2020 году планируется переход  старшеклассников).

Старые стандарты 2004 года (Начальное и Основное общее образование и Среднее (полное) общее образование) были написаны с указанием ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - конкретных тем, которые должны быть включены в образовательные программы для естественных, гуманитарных и точных наук, литературных произведений для литературы, т.е. по стандартам 2004 г. было гарантировано бесплатное изучение указанного в государственных стандартах материала.

В настоящее время в развитии российской системы образования знаниево-ориентированный подход сменился на личностно-ориентированный. В связи с этим в новых ФГОС упор делается на личностный рост ученика, а не на изучение учебных предметов. При наличии  массы красивых слов о саморазвитии, осознанности,  самостоятельности и учете индивидуальных особенностей в стандартах не указаны конкретные темы для изучения. И это обстоятельство может позволить включать (или не включать) в образовательные программы любые темы. Именно отсутствие конкретики в новых стандартах сделало возможным появление скандальной программы по литературе, в которой из списка литературы был исключен Николай Лесков, зато вставлен для обязательного изучения Эппель.

ФГОС нового поколения предусматривают внеурочную деятельность, и это дает основание для организации в школах бесплатных кружков. Однако благодаря размытым формулировкам ФГОС в программы для урочной деятельности можно втиснуть абсолютно любое содержание. При этом отсутствие единого содержания сделает невозможным формирование единого образовательного пространства на территории России, экспертизу учебников, разработку КИМов для ЕГЭ. Поэтому новые ФГОС подверглись критике со стороны педагогов. Однако только после проведения 9 февраля 2013 года учредительного съезда Родительского Всероссийского Сопротивления и создания Союза патриотических родительских организаций, остро поставивших вопрос о разрушительности реформы образования и привлекших внимание властей к появлению неприемлемых образовательных программ, чиновники были вынуждены прислушаться к специалистам и признать проблему. 26 февраля 2013 года на заседании комитета Госдумы по образованию депутаты поручили Минобрнауки разработать и утвердить требования по содержательной части ФГОС для старшеклассников. Готовая версия ожидалась к 1 сентября 2013 года (с этого времени часть школ в экспериментальном порядке перешла на работу по новым ФГОС для старшеклассников). Прошло полтора года, а воз и ныне там – ФГОС по-прежнему не содержит конкретной содержательной части.

Вместо закрепления минимума содержания в ФГОС Минобрнауки решило вынести на обсуждение разработку примерных образовательных программ. С 1 сентября текущего года на специально разработанном сайте проходит обсуждение программы для 5-9 классов, а 14 ноября в Москве  состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Примерная основная образовательная программа основного общего образования: от проекта к реализации»

Какой будет программа – покажет время. Однако ее утверждение вовсе не означает создание единого образовательного пространства в РФ. Ведь среди критериев для оценки образовательной деятельности организаций не предусмотрена объективная оценка освоения детьми учебных программ, а значит и не исключено, что для части населения программа может быть реализована только формально и на бумаге - в планах и отчетах.

Ольга Горянина, РВС.