Современная школа проигрывает советской в воспитании

Внедрение новых школьных учебников истории заморозили до 2019 года. Об этом было объявлено на Всероссийской конференции «Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе». Происходит это на фоне заявлений в средствах массовой информации о том, что преподавание истории Великой Отечественной войны в российских школах, дескать, чрезмерное и что история эта слишком героизируется.

Листая советский букварь, эксперт Анна Кульчицкая сравнила две системы образования. Раньше со страниц учебников показывали пример поведения. Вот в букваре начала 60-х картинки, как дети убирают класс и поливают цветы. Современная азбука, скорее, отражает современную реальность – мальчик Вася на уроке считает ворон. Хрестоматийного «мама мыла раму» уже и не найти. Людей со страниц вытеснили животные – вот бараны бьют в барабаны, а обезьяна издевается над крокодилами. И это в учебнике, который считается академическим и входит в федеральный стандарт. На форумах в интернете родители в шоке.

«Современные учебники – это ужас. Логика, здравый смысл, тренировка воображения и разума – все это из них изгнано, находится под запретом. Детям дают картинки с подписями, которые надо запоминать, как они есть, без малейшего вникания, как при дрессировке обезьян», – жалуется один из пользователей «Живого Журнала».

«Мало того, что учебники написаны не по-русски, так они ещё и с ошибками. Хорошо, что в семье сохранились старые советские учебники. В общем-то, по ним и изучаем задаваемый в школе материал», – пишет он.

«В двух словах – дебилицизация наших детей. Ну, в трех получилось. Почему? Потому что детей не учат абсолютно. Наши дети тупеют, глупеют и дуреют на глазах. И мы хотим этому сопротивляться. Мы хотим, чтобы у них были знания, как у хотя бы родителей, а лучше даже – как у наших бабушек, которые получили советское образование», – заявила эксперт Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» Анна Кульчицкая.

В самих школах призывы вернуться к советским стандартам слышны все чаще. Ведь когда-то отечественную систему брали за образец даже идеологические соперники. В далеком 58-м американский журнал Life вышел с заголовком «В Штатах кризис в образовании». На обложке обычный московский школьник из 10 «Б» Алексей и его сверстник за океаном Стивен. Журналисты сравнили: советский школьник на уроках ставит опыты по химии, учит английский язык, дома играет в шахматы. Стивен же в Чикаго часто сидит с друзьями в кафе, и хотя тоже пытается решать задачки по математике, его кругозор куда уже, уровень знаний ниже. Те публикации заставили американцев пойти на серьезные реформы в образовании.

«Советская школа впитала в себя все лучшее , что было и в мировой практике, и в Российской Империи. И именно на базе этого мы и прорвались и в космос, и создали атомную бомбу, и научные школы и так далее. Чего, кстати, наши заокеанские партнеры боятся больше всего. Их же главная задача, по большому счету, уничтожить наши научные школы, которые, прежде всего, работают на ВПК. Понимаете?» – отметил историк, автор учебников, советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

Фундаментальность – вот чем всегда славились наши научные школы. Буквари и прописи – своего рода тоже фундамент, на который уже в средней школе ложатся кирпичики знаний по другим предметам. А вот, для примера, английский образовательный Стоунхендж – школьный учебник об истории России, изданный в Британии. Англичане формируют сознание нации, закладывая нужные стереотипы еще в школе. Выглядит почти как наша современная азбука для первоклашек. Подача материала чуть ли не в комиксах.

«Если вы полистаете этот учебник, он написан для дураков, по-русски говоря. То есть, они берут какие-то основные события, абсолютно короткая информация об этом событии, красивые картинки, карты, таблички. В представлении современных англичан, не мыслящих, мы вместе с немцами – вместе – развязали вторую мировую войну. Здесь это совершенно очевидно. Видно, например, вот на таком плакатике: Адольф Гитлер и Иосиф Сталин кланяются друг другу, а между ними лежит убитая ими Польша», рассказал Евгений Спицын.

«Уровень базового знания школьной истории, это уровень культурного человека, знающего историю своего государства», считает депутат Мосгордумы Антон Молев.

Антон Молев еще недавно сам стоял у школьной доски в гимназии, преподавая историю. Признанный учителем года в 2013-м, он задал президенту вопрос, продиктованный практикой – про единый учебник. Тогда их было больше 40.

«Единообразие, единый подход хороши были бы не только в рамках исторического образования, но и вообще всей линейки учебников. Позиция власти и лично ваша как президента заключается в чем?», – спросил Молев у главы государства в 2013 году.

«Должна быть единая концепция этих учебников, линейка этих учебников, которая показывала бы нам хронологию событий и их официальную оценку. Без официальной оценки не будет хребта понимания того, что происходит, что происходило с нашей страной в течение прошлых столетий и прошлых десятилетий. И это уже приводит разброс в понимании ключевых аспектов нашей истории, приводит вот к таким негативным последствиям, когда молодые люди не понимают, в какой стране они живут и не чувствуют своей связи с предыдущими поколениями», – ответил президент.

Единая линейка – пока это все же три комплекта учебников, а не один – существует уже больше года. На всероссийской конференции под руководством академика Чубарьяна учителя истории сошлись во мнении – стало легче, хотя будут и доработки. Их коллеги высказываются за создание единой системы и по другим предметам. География, русский язык, литература. По обществознанию – сейчас на экзаменах это самый популярный предмет – такая работа уже начата. Главный вопрос: удастся ли вернуть в программу принципы советской школы?

«Советская школа, знаете, была основана на чем: не просто на прохождении материала, а на его усвоении. Пока школьник не усвоил материал, или пока класс не усвоил материал, никто дальше не двинется. У нас молодежь не читает ни газет, ни телевидения – они, в основном, пропадают в интернете, в социальных сетях, черпают оттуда все свои знания, в том числе, и исторические. А не надо забывать, что история формирует сознание нации на десятилетия», – заявил Евгений Спицын.

И история не прощает невыученных уроков. Важный же урок советского прошлого в том, что образование тогда было неразрывно связано с воспитанием. Школа не просто учила – давала путевку в жизнь. Именно этого, а не только советских букварей, сейчас и не хватает.

Источник

Категория: 
Регион: