После наших активных высказываний в поддержку новых принципов ФГОС на примере преподавания литературы к нам обращаются с просьбой прокомментировать статью на смежную тему - о том, что планируется с делать с преподаванием математики. Речь идёт о статье под названием «Министерство образования готовит контрольный выстрел в школьную математику». Публикуем комментарий Александра Коваленина.
Уровень математического образования в школе неуклонно падает. Спираль этого понижения заложена в механизм ЕГЭ. Этот механизм позволяет для успешной сдачи ЕГЭ не учить всю программу, а натаскиваться на заранее известные типы задач. Но без общей культуры, которая бы осваивалась при изучении всего остального материала, и эти задачи решаются всё хуже. Тогда, чтобы показатели не снижались, снижают уровень заданий, для этих целей актуальный уровень знаний заблаговременно замеряется через механизм «пробного ЕГЭ».
И когда уже общего снижения уровня знаний не скрыть, делается следующий шаг — объявляется, что математика и не нужна тем, кому не надо поступать в вуз. Но сказать «совсем не нужна» реформаторы не могут — по закону математика сдаётся обязательно. Тогда появляется «базовый уровень». Узаконивается безобразная подмена — будто школьное образование нужно не для того, чтобы стать образованным человеком, а только для того, чтобы поступить в вуз, и нужно учиться только тем предметам, которые нужны для поступления — предметам ЕГЭ. И математика тоже нужна для ЕГЭ, а не потому, что она «ум в порядок приводит». Ум, считается теперь, большинству не нужен, ему нужны навыки на уровне чуть выше прежней начальной школы - «базовый уровень».
РВС выступало против деления на уровни ещё на своём II Съезде летом 2015 года, настаивая, что «образование должно быть всеобщим — без разделения по уровням, профилям и по достатку родителей». Обязательный уровень должен быть единым и высоким.
Именно против такого единства выступили либеральные словесники, атакуя новый стандарт по литературе. Министр сделала необходимый шаг, причём настолько естественный, что его «несделанность» до настоящего времени невозможно объяснить. Она фактически лишь вернула школьному стандарту смысл стандарта, то есть: 1) свода требований к подготовленности ученика; 2) для каждого года обучения. Всё это необходимо, чтобы образовательное пространство было единым по всем программам и чтобы можно было учить и учиться, ориентируясь на требования, а не навязываемые странные программы. Чтобы стандарт стал основой для методической свободы учителя — «учи как хочешь, но вот этому». Чтобы иметь возможность проверить — кто умеет, а кто не умеет научить.
И тут словесники, свободные от обязанности научить школьников заданному содержанию, среди которых видные реформаторы нашего образования, завизжали. Потому что они поняли: замена ориентации обучения на программы ориентацией на требования (как в новых ФГОС) — это простая и смелая контрреформа министра.
Васильева увидела, что происходит, и взялась исправить вопиющую бессмыслицу — свободу не методов, а содержания образования — причину, из-за которой уровень образования резко упал, а на рынке образовательных услуг расплодилось множество шарлатанов, которые отличаются не умением научить, а умением объяснить родителю, чему его ребёнка учить НЕ надо. (Подробнее я об этом уже писал).
Васильева увидела коренную проблему, и стала её решать. А проблему «базового уровня» ещё не увидела. Как и суть механизма ЕГЭ.
Так что по существу проблемы всё верно – разделение на базовый и профильный уровень губительно. Важно ещё только правильно видеть направление процесса и правильно на него влиять. Потому что это разделение внедрила не Васильева.
А значит, есть разница — говорить: «Министр, ты губишь не только литературу, но и математику!» — невольно поддерживая разъярённых идеологов сворачивания образования. Или говорить: «Министр, вы исправляете ситуацию в одном, исправьте и в другом». Последнее — вернее.
Александр Коваленин, РВС
Напомним, 22 марта в программе «Полный контакт» на радио «Вести FМ» министр образования Ольга Васильева прокомментировала ситуацию вокруг нового федерального государственного стандарта основного общего образования, мотивировав необходимость его принятия созданием единого образовательного пространства, включающего единые программы и линейки учебников, число которых необходимо сокращать, сообщало IA REX.
В целом министерство планирует радикальное упрощение программы по математике: уже на стадии общей школы (5−9 классы) математика делится на базовый (крайне упрощенный) и углубленный (сложный и объемный) уровни. Из всех предметов школьной программы такой дискриминации планируется подвергнуть только математику. Это важно, потому что математика существенно связана с физикой, химией, биологией.