Страсти по Болонскому процессу

Решение Минобрнауки отказаться от понятия «бакалавриат», заменив его «высшим образованием», по сути, ничего принципиально не меняет. Сроки обучения остаются те же (от 4 до 5,5 лет), меняется лишь «вывеска». До этого вполне себе мирно уживались бакалавриат со специалитетом с точно такими же сроками обучения. Проблема больше в том, кто будет учить, кого и по каким программам. Кроме того, есть падение качества школьного образования, также оставляет желать лучшего и состояние отечественных вузов.

При этом следование традициям отечественного высшего образования, безусловно, благое дело. Хочется думать, что именно из этих соображений в Минобрнауки ещё в 2020 году заявили, что нуждам оборонно-промышленного комплекса более всего соответствует традиционная система высшего образования. Утверждалось, что Болонская система тоже нужна, так как более понятна иностранным студентам (к вопросу о том, так ли необходима коммерциализация вузов, если ради привлечения иностранцев вводится программа, не соответствующая нуждам страны). Глава ведомства тогда сообщил, что обсуждается идея шестилетнего специалитета для некоторых технических и медицинских специальностей. Однако дальше слов дело не пошло.

«Второе дыхание» идея приобрела после начала СВО. В Совфеде в начале апреля 2022 года выразили разочарование в том, что за 19 лет не удалось добиться того, чтобы наши дипломы признавались на Западе. Парламентарии тогда уведомили граждан, что разработан законопроект о подготовке инженеров и врачей по программам специалитета. Решение о возврате к традиционной системе обучения обосновывалось тем, что грамотных специалистов невозможно подготовить ускоренно, по сокращенным программам бакалавриата.

Буквально через несколько дней все вузы нашей страны были исключены Болонской группой из Болонского образовательного процесса из-за того, что Российский союз ректоров поддержал проведение СВО. В Минобрнауки в ответ гордо заявили, что это не мы вышли из Болонской системы, а она вышла из нас. В руководстве ведомства «вдруг» вспомнили все недостатки этой системы, подчеркнув, что четырехлетнее обучение не дает полноценных знаний. Фактически, только открытая конфронтация с Западом заставила чиновников и депутатов отказаться от попыток всеми правдами и неправдами «вписаться» в пресловутую «мировую цивилизацию» и вспомнить о приоритете национальных интересов.

В Минобрнауки решили отказываться от «пережитков» Болонской системы постепенно, разработав законопроект, по которому в дополнение к бакалавриату с 2024 года вводился бы специалитет, позволяющий поступить в магистратуру. Ведомство разработало законопроект, вводящий аж четыре вида высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру и «подготовку кадров высшей квалификации». Однако вскоре этот проект был удален из базы федерального портала проектов нормативно-правовых актов.

В начале 2023 года президент РФ Владимир Путин предложил объединить лучшее из советской и постсоветской систем образования, вернувшись к традиционной системе подготовки специалистов в вузах. Через два месяца в Минобрнауки заявили, что предлагают отказаться от бакалавриата и специалитета, заменив их понятием «базовое высшее образование».

Окончательно отказаться от всех понятий Болонской системы в Минобрнауки решились только после состоявшихся выборов президента, во время утверждения нового состава правительства в мае 2024 года. Глава ведомства 14 мая заявил во время слушаний в Госдуме, что с 2025 года в России не будет понятия «бакалавр». Однако, выйдя из Госдумы, он, видимо, подумал, что слегка погорячился и в интервью телеканала «Россия 24» сообщил, что такого понятия не будет только с 2026 года.

Казалось бы, проблема яйца выеденного не стоит — заменить понятия и формально переписать стандарты — а сколько заявлений, предложений и обсуждений! С «конструктивными» и патриотическими заявлениями, которые несколько лет широко освещались в прессе, выступали члены правительства, депутаты и представители вузов. Все выступавшие показали себя просвещенными людьми, заботящимися об улучшении состояния промышленности, науки и образования. Тем, что было сделано хорошее дело, они весьма повысили свой имидж, что, несомненно, хорошо. Дело за малым — переписать бюджеты (дополнительный год обучения принесет и дополнительное финансирование вузам), распределить средства и освоить их.

Однако это малое дело, по всей видимости, как раз и является тем самым большим камнем преткновения, который не давал сдвинуть процесс перехода к национальной системе высшего образования с мертвой точки. Немаловажным фактором также является «осторожность» чиновников: а вдруг мы помиримся с Западом?

Роман Якин, эксперт РВС