Очередная трагедия в школе Брянска запустила снова привычные поиски виноватых и поиски возможности «усиления мер безопасности». Виноватых, естественно, стали искать в школе.
Глава брянской горадминистрации Александр Макаров распорядился усилить меры безопасности. В сообщении пресс-службы горадминистрации говорится: «Педагоги пройдут дополнительные инструктажи по порядку действий при ЧС. Пропускной режим во всех учебных учреждениях максимально усилят. Осмотр помещений и территорий будет проходить по учащенному графику. Особое внимание – обеспечению связи со службами экстренного реагирования».
Действия из разряда «когда не знаешь, что делать, делай что-нибудь». Какой смысл в усилении пропускного режима? Брянские власти теперь каждого школьника подозревать будут? Впрочем, это уже даже не удивляет.
Вице-мэр Сергей Антошин, казалось бы, занял трезвую позицию и заявил, что не даст расправиться с учителями и директорами школ, и попросил реагировать, если педагоги будут замечать что-то подозрительное: «Вы буквально живете в школах. Знаете своих учеников, кто чем дышит, видите каждого ребенка как рентген. Если ребенок неадекватен, возбужден или, наоборот, замкнут, зависает в соцсетях — реагируйте!»
И сразу после этого школьников отправили учиться дистанционно! Пока психологи из Москвы не приехали. То есть сделано было ровно противоположное тому, о чем говорил Антошин.
Психологи - это известный фетиш властей. Что бы там Антошин не говорил про учителей (а он во многом прав), вера в возможности психологов у властей запредельная. Например, депутат Госдумы Александр Хинштейн, комментируя брянскую трагедию, назвал две точки опоры для обеспечения безопасности школ: охрану и психологов.
«Человек, который замышляет противоправные действия, к сожалению, в большинстве случаев их в состоянии реализовать. И здесь вопрос в первую очередь в выявлении таких случаев. Это вопрос работы школьных психологов», - цитирует его издание SHOT.
Это, на наш взгляд, иллюстрирует полное нежелание понимать суть проблемы. А она состоит в том, что дети в классах оказываются сильно разобщены и нередко невоспитаны, точнее, воспитываются в разных системах ценностей, зачастую несовместимых. Школа не может детей воспитывать, у нее отобрана эта функция. Потому что воспитание - это прививание определенных ценностей. А если на государственном уровне нет понимания, что это за ценности должны быть? Формально говорится о неких «традиционных» ценностях, но это слишком аморфное определение.
Вот и получается, что если учитель будет детей воспитывать в некоей своей системе ценностей (пусть сто раз хорошей), может найтись родитель, который будет этим недоволен. Приведу конкретный пример из жизни. На уроке музыки учительница поставила детям начальной школы эстрадную песню довольно похабного содержания. Часть родителей этим возмутилась и отправилась разбираться к директору. Но нашлись родители, которые стали выгораживать учителя со словами «а чего такого, мы в семье это слушаем». В ситуации, когда есть такой «плюрализм» мнений, школа еще может как-то сманеврировать и обратить это в пользу для детей, а что если жаловаться пришла только одна сторона, деструктивная?
Другой пример. После начала СВО в школы начали спускать планы проведения уроков: чтобы учителя объясняли цели и задачи наших военных на Украине и вообще воспитывали детей в правильном ключе. Так вот, по словам учителей, на них начали жаловаться: мол, это пропаганда агрессии. И школе, которая приучена действовать так, чтобы не было недовольства родителей, фактически нечем было это крыть!
Таким образом учитель (и классный руководитель), который может и должен заниматься в том числе воспитанием детей (и занимался в советскую эпоху!), теперь оказывается бессилен. К тому же он перегружен работой. Самое обычное дело, когда учитель работает на полторы-две ставки, а в классе у него больше 30 человек. Какое уж тут воспитание!
Но именно учитель, общаясь с детьми регулярно, имеет возможность, как правильно заметил брянский вице-мэр Антошин, выстроить контакты с учениками, общаться с ними в том числе неформально, вовремя заметить перемену настроения, подсказать, помочь. Всё это он может, как мы уже заметили, теоретически, практически же у него нет возможности и времени.
А что же психолог? Даже если это действительно компетентный специалист (а это, увы, далеко не всегда так), у него нет возможности регулярно общаться с детьми. Допустим, он один на школу с тысячей детей (а с повсеместно идущим объединением школ в образовательные комбинаты это может быть гораздо больше тысячи). Он физически не может общаться со всеми детьми регулярно. У него нет естественного повода для общения (который есть у учителя).
Самостоятельно ученик к психологу вряд ли пойдёт (если и идут, то единицы), а идущий к ученику психолог сразу оказывается в состоянии навязывающего свою помощь. Максимум, что может делать школьный психолог, это проводить тестирование. Которое, во-первых, надо еще уметь проводить — и это может быть проблемой для среднего школьного психолога. А во-вторых, ученик - это человек, который вовсе не расположен раскрывать все свои секреты, по сути, незнакомому человеку и вполне может хитрить в тесте.
Поэтому возможности такого тестирования по выявлению психологических проблем школьников очень и очень сомнительны. Если верна информация, что совершившая нападение на одноклассников школьница незадолго до этого прошла такое тестирование и ничего выявлено не было, в этом нет ничего удивительного.
Что же делать? Во-первых, перестать тешить себя надеждой, что эта проблема может быть решена быстро и что для этого достаточно правильно вложить деньги. Проблема комплексная, застарелая и решать ее надо последовательными усилиями.
Для решения проблемы необходимо, в первую очередь, полагаться на учителей и классных руководителей, которые должны быть серьезно разгружены - а это, в первую очередь, означает обеспечение их нормальными зарплатами, чтобы у них не было необходимости работать больше чем на одну ставку.
Но учителя должны иметь твердую идеологическую и моральную почву, а все 30 лет эту почву старательно превращали в болото. А без этого понимания невозможно будет сдвинуться с места.
Необходимо перестать затягивать детей в соцсети и игры. Соцсети (и вообще интернет) опасны для неокрепшей детской психики, в которой понятие добра и зла еще не сформированы до конца. Понимание этого постепенно приходит во всем мире - и приводит к постепенному отказу от использования смартфонов детьми. К счастью, у нас сделан хороший шаг в этом направлении: Госдума одобрила в третьем чтении запрет на использование смартфонов в школах. Однако этого недостаточно.
Что касается так называемого киберспорта, в который детей затягивает, в том числе, Минпросвещения, то это один из сильнейших антивоспитательных инструментов. Помимо всего прочего, действуя в виртуальном мире, ребенок приучается к безответственному поведению, так как в этом мире реальной ответственности за свои поступки не наступает. В результате он и в реальном мире будет действовать так, как будто всё можно переиграть. И мы уже это наблюдали, в том числе во время аналогичных трагедий в школах.
Таким образом, большая часть проблем, приводящих к трагедиям, подобным брянской, рукотворная, они созданы и продолжают созидаться самими властями, включая Минпросвещения и Минкультуры. Актуальный пример прямо перед глазами в виде романтизирующего бандитизм сериала «Слово пацана». А сколько их таких было снято до этого?
Осознавать это неприятно. Но если проблема не будет признана, она не будет и решаться, мы будем видеть снова и снова тот же замкнутый круг. Очередная трагедия, поиск виноватых, усиление «мер безопасности», успокоение... и новая трагедия.
Государство должно начать строить единое ценностное пространство. Используя все инструменты: образование, культуру, СМИ… В противном случае так и будем иметь шизофреническую картину, когда политики заявляют о том, что мы — страна традиционных ценностей, и в то же время для молодежи организовывают концерты всяких инстасамок и они же побеждают на главных конкурсах. Государство, как и человек, не может долго жить в состоянии безумия.
Владимир Васильев, РВС.