«Судьба человека» — фильм, в котором много человечности и любви к людям


Борис Зеленский. Плакат к х/ф «Судьба человека» (фрагмент). 1959
 

«Судьба человека» — это пронзительное и сильное советское кино. В этом фильме о войне очень много человечности и любви к людям.

Так, режиссер фильма «Судьба человека» Сергей Бондарчук, следуя линии Михаила Шолохова (автора одноименной книги, по которой был снят фильм), не стал изображать масштабных сражений, а обратился к судьбе простого человека из народа, показав его лучшие нравственные черты. Благодаря своему таланту Бондарчуку удалось своей игрой и режиссурой показать героя, который не сломлен, а верит в себя и судьбу.

На первый взгляд кажется, что фильм будет не такой проникновенный, как книга писателя-фронтовика. Но после просмотра картины ты понимаешь, что это совершенно не так: игра актеров, музыка, черно-белый цвет — все это передает обстановку военного времени не хуже, чем книга.

Главными героями фильма «Судьба человека» являются Андрей Соколов и Ванюшка. Мне очень понравился Андрей Соколов — этот простой русский человек, обладающий и национальной гордостью, и человечностью, и непокорностью, и огромной верой в жизнь, в свою страну, в свой народ. Настоящий русский солдат на войне. Андрей пережил многие тяготы и лишения войны, ужасные нечеловеческие издевательства фашистов. Не раз ему приходилось смотреть в глаза смерти, но каждый раз он находил в себе мужество — и до конца оставался человеком. Именно смелость и выдержка Соколова поразили немецкого коменданта, когда Андрей не стал пить «за победу немецкого оружия», а выпил «за свою погибель», не закусывая.

Жестокая судьба не оставила солдату даже приюта на земле. Но и после всего того, что Андрей пережил, после того, как он находился в шаге от гибели, он сумел не замкнуться в своем горе — и отдать всю сохранившуюся в сердце теплоту маленькому Ванюшке. Шестилетий Ванюшка к моменту встречи с Соколовым уже стал сиротой, ему негде было жить и нечего было есть. Он тоже на себе испытал жестокость войны. Но несмотря на все это, мальчик остался очень добрым, любящим и любознательным. А благодаря Андрею Соколову, он обрел новую жизнь, в которой он кому-то очень нужен. Поступки Соколова показывают нам настоящего советского солдата на войне, который не сломился, не озлобился на жизнь.

Колючая проволока ограждения, полосатая роба с номерком на груди в бараке концлагеря, лохмотья, запачканные кровью, на теле исхудавшего человека, — все это режиссер не прячет, но и не акцентирует внимание на натуралистических подробностях, предлагая зрителю самому представить полную картину творившегося безумия и тотального уничтожения мирных жителей. Нескончаемый поток людей, идущих по направлению к зданию с небольшой табличкой «баня». Покорная толпа, которую ждет лишь вход, а вместо выхода — высоченная труба, из которой валит чернейший дым. Страшно даже предположить то, что осталось за кадром.

Через весь фильм проходит тема неба: оно то чистое и ясное, то с набежавшими неожиданно грозными тяжелыми тучами, то — заволоченное дымкой. Небо помогает режиссеру продемонстрировать контраст между миром и войной, тишиной и звуками, исходящими от разрывающихся бомб и автоматных очередей. Чем спокойнее и светлее небо, тем сильнее угроза приближающейся беды. Вот человек спит средь пшеничного поля, раскинув руки, на губах его прилипшие зерна пшеницы, в небе поют жаворонки. Но через минуту покой нарушен: слышен остервенелый лай собак, которые мчат вдогонку за беглецом, чтобы рвать его на части, вонзаясь в исхудалую плоть острыми клыками.

Мне очень понравилась работа оператора: некоторые сцены, мне кажется, можно смотреть бесконечно. Эмоциональный накал картины Бондарчук создает отдельными «мазками»: бегущая вслед за эшелоном жена со сложенными крест на крест на груди руками, как перед причастием, новорожденный ребенок, пытающийся неумело ухватиться губками за мамкину грудь, первенец Андрея, делающий неуверенные шажочки, заливающийся смех дочерей. И в противовес — закатанные по локоть рукава фашистских автоматчиков, жестокий комендант концлагеря, бьющий пленных кастетом, спрятанном в перчатке, расстрелянные в овраге евреи, лоснящийся жиром гитлеровский майор, бросающий обглоданную куриную кость пленному русскому.

Людям, которые живут в наше время, нелегко представить, как жил русский народ в период страшной войны. Они не знают их чувств, того, что было у них на душе, как им было тяжело. Самое ужасное — то, что одни люди со временем забывают правду войны, а другие начинают переписывать историю. Например, интернет и телевидение других стран показывают нам разрозненные факты, переворачивая все с ног на голову. Большая часть иностранцев сейчас уверена в том, что фашизм победили американцы. Но, к счастью, узнать и понять правду войны мы можем по книгам советских писателей-фронтовиков и экранизациям этих книг.

Довольно тяжелый фильм «Судьба человека» растрогал меня до глубины души. Я считаю, что это один из лучших фильмов про Великую Отечественную войну. На мой взгляд, он говорит о том, что война забирает самое дорогое у человека — его близких и родных. В фильме хорошо показано развитие характера главного героя, как он переносил все тяжелые события, как страдал, как переживал, как гас в нем и тут же разгорался огонь борьбы.

Фильм очень хороший и его нужно обязательно посмотреть, но для начала я советую прочитать книгу, ведь там — начало всей истории. Сергей Бондарчук, как режиссер и актер, смог хорошо и качественно передать все те идеи, которые вложил Михаил Шолохов в свое произведение.

Фильм позволяет надеяться, что зрители сумеют проникнуться этими идеями — и будут гордиться своими дедами и прадедами, а не переписывать историю, опираясь на собственные фантазии. Он подходит для людей любого возраста, даже маленьким детям, чтобы они с юности могли стать патриотами своей огромной и великой страны.

Фильм длится один час тридцать семь минут — и вы нисколько не пожалеете, если посмотрите его.

Швец Милена, 17 лет. Котласский педагогический колледж имени А. М. Меркушева

Источник