Требуется закон против произвольных переименований исторически сложившейся топонимики

Требуется закон против произвольных переименований исторически сложившейся топонимики (улиц, площадей, населенных пунктов)

Анализ соответствующих законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации выявил нормативный пробел в федеральном законодательстве по вопросам присвоения наименований объектам топонимической инфраструктуры поселений (улицам, площадям и пр.). Этот пробел, как следствие, породил разнородную, в значительной мере произвольную правоприменительную практику. А поскольку наименование местных топонимов во многом связано с формированием личностной идентичности, то есть носит основополагающий, сущностный характер для местного населения, отсутствие единого правового регулирования и произвольность присвоения наименований тем или иным топонимам закономерно приводит к рискам социальной напряженности.

В России ситуация с переименованиями улиц и населенных пунктов, в том числе и в частности в последнее время, зачастую носит характер провокационный, разрушительный по отношению прежде всего к государственной власти. Эти тенденции разрушительны особенно на фоне усиливающегося социального неблагополучия и якобы вынужденных реформ, связанных с процессами видимого сокращения и/или ограничения исполнения государственными органами функций социального государства. Параллельные тенденции, при которых некими субъектами узурпируется в том числе культура и направления её развития, лишь усугубляет социальную напряженность. Переименования улиц, площадей, объектов инфраструктуры поселений и даже городов проводятся зачастую практически без согласования с гражданским обществом и/или вопреки соответствующему волеизъявлению граждан. Такой порядок чреват лишь ростом недоверия граждан к государству и, как следствие, разрушением государства и общества.

Очевидно, что законодательная неопределенность и размытость законодательства в части выявления мнения граждан лишь усугубляет и без того непростые отношения государства и общества и потому требует незамедлительного разрешения.

Практика показывает, что нерегламентированный обезличенный опрос как форма выявления мнения граждан, не отвечает общепринятым требованиям выявления действительного мнения граждан, поскольку инициаторами переименований зачастую используются заочные опросы, как то опросы по телефону, в социальных сетях и т.п. Такой подход приводит к формированию недостоверных сведений о мнении граждан и об адекватном волеизъявлении при выражении гражданами этого мнения.

Более того, за волеизъявление граждан зачастую выдается псевдоисторические «изыскания» приверженцев «фолк-истории», которые основаны на рукотворных мифах и потому отличаются крайней недостоверностью и лживостью.

Примеры:

· Ярославская область. Многолетние и многократные попытки переименования города Тутаев [в Романов-Борисоглебск], сопровождаемые агрессивной пропагандой заведомо лживых исторических мифов с привлечением к этой пропаганде псевдонаучных концептов и соответствующих лжеэкспертов, а также просто известных личностей (в частности, женщины-космонавта Валентины Терешковой). Вопрос переименования Тутаева выносился на обсуждение в Государственную думу без учета волеизъявления граждан или вопреки ему. Общественности с определенным трудом удалось отстоять право на волеизъявление и на действующее наименование, хотя попытки переименования в обход волеизъявления граждан не прекратились.

· Ленинградская область. Попытки переименования поселка имени Свердлова (в Борисовглебск-на-Неве), также сопровождаемые агрессивной антиисторической и антикультурной пропагандой, давлением на депутатов местного самоуправления. В случае пос. им. Свердлова также имело место показное игнорирование мнения жителей поселка, выступавших против переименования. Также как и в случае с Тутаевым, вопрос выносился на обсуждение в законодательное собрание Ленинградской области вопреки мнению граждан; попытки переименования поселка [в обход мнения граждан] продолжаются.

· Город Ульяновск. Май 2018 года. Переименование площади Ленина в Соборную единоличным решением главы городской администрации («Сити-менеджером»). Акт переименования повлек многочисленные протестные уличные акции, в том числе несанкционированные, коллективное обращение граждан в суд. Суды последовательно отказывают гражданам в удовлетворении исков, ссылаясь на отсутствие в законе прямых предписаний для выявления мнения граждан и запретов на единоличное переименование исполнительным органом.

Таким образом, наша законопроектная группа начала работу над вводом в закон обязательного категоричного условия для наименований и переименований топонимов: производится только с учетом положительного мнения большинства граждан, проживающих на данной территории. Заочные обезличенные опросы (по телефону, в социальных сетях и т.п.) юридического значения иметь не могут, и потому для целей топонимики использоваться не должны, что должно быть также категорично закреплено в законе.

Олег Барсуков, РВС