Учитель о первой неделе дистанционного образования. Что, зачем и нельзя ли без этого?

Закончилась первая неделя дистанционного образования в школах, введённого в связи с режимом самоизоляцией из-за коронавируса. Можно подвести некоторые итоги того, как оно было организовано и насколько продуманным было это решение. И уж если пытаться разобраться в ситуации, то для объективности её нужно рассматривать с трёх сторон: со стороны тех, кто принимал управленческие решения; со стороны тех, кто их исполнял; со стороны тех, для кого всё это было организовано.

Министерство просвещения

После принятия президентом РФ решения о введении режима самоизоляции сам собой встал вопрос: что делать со школами и другими учебными заведениями? Школы стоят особняком, т.к. в них учатся дети, которые ещё не способны в силу возраста заниматься самообразованием, в отличии от студентов вузов. В Кремль был вызван новоиспечённый министр просвещения Сергей Кравцов, которому президентом был задан простой вопрос: сможем ли мы организовать обучение дистанционно?
"Сможем!" - не задумываясь ответил министр. "Сможем!" - подхватили министры, отвечающие за образование в региона. "Выполним!" - менее оптимистично ответили начальники управлений образования в муниципалитетах. "Попробуем!" - сокрушаясь ответили директора школ. "И как это всё будет?" - удивились учителя.
Режим дистанционного образования был введён административным распоряжением без подготовки, апробации и тестирования. Введён он был под традиционные мантры о "высоком профессионализме наших учителей" и о том, у школ для этого есть все условия. Учителей, разумеется, никто не спросил о готовности. Школы на готовность никто не проверил. На всё это просто не было времени: пандемия в разгаре и совершенно ясно, что решение вынужденное.

Очень быстро были отправлены в школы методические рекомендации по организации дистанционного обучения. [1]
Любопытно взглянуть на дату опубликования: 20 марта 2020г.  Совершенно ясно, что за день подобные документы не разрабатываются. Даже с учётом того, что рекомендации могли быть разработаны заранее, всё же на корректировку для адаптации к вновь сложившимся обстоятельствам нужно время. А так как его не было, то совершенно ясно, что документ очень сырой и не выдерживает никакой критики. Для этого достаточно просто ознакомиться с ним. Наверное, именно поэтому были выпущены рекомендации, а не приказ или распоряжение.

Учителя

"Лёгким шоком" стало решении о дистанционном образовании для большинства учительского сообщества. Школы оказались не готовы к этому ни технически, ни методически. Используемые для работы образовательные платформы (в нашей школе это "Дневник.ру") имеют весьма скудный арсенал для осуществления задуманного. Предложение же использовать в этих целях другие образовательные ресурсы, которые учителя еще должны найти и выбрать самостоятельно, вызвало просто недоумение. Получается, что руководство способно лишь выносить решения типа "Что делать", а решения "Как делать" предоставляется тому, кто будет реализовывать начальственные фантазии. Напомню, что кроме скудных методических рекомендаций никаких опорных документов у учителей не было. Впоследствии, в школы стали приходить письма от управлений образования с дополнениями и разъяснениями, которые мало что дополняли  и разъясняли. Поэтому в данной ситуации педагоги были вынуждены действовать на свой страх и риск.

Учителям было предложено выбрать между использованием технических средств школы и собственными техническими средствами для дистанционного обучения школьников. Те из учителей, которые выбрали школьные средства, должны были ходить на работу согласно расписанию, невзирая на режим самоизоляции. Оставшиеся дома должны пользоваться своим оборудованием и интернетом, как само собой разумеющееся. Ни о каких доплатах и компенсациях за использование своих ресурсов для работы речи не было вообще. Возможность не ходить на работу представлялась, как некое благо, а использование собственного оборудования - лишь малая компенсация за эту "вольность".

Первый же урок первого дня дистанционного обучения показал полный провал задуманного. Большинство образовательных платформ (если не все) зависли, либо работали с такими перебоями, которые исключали возможность нормального ведения уроков. [2] Чтобы хоть как-то компенсировать ситуацию учителя начали размещать задания для самостоятельной работы, что немедленно вызвало не только раздражение родителей, но и гнев управленцев от образования.
Посыпались упрёки в имитации образовательного процесса[3]. В школы были направлены формы для отчёта о технической обеспеченности. Результат этих отчётов поверг чиновников в шок[4]. Оказывается, не только учителя виноваты. И ни дай бог всплывёт, что они не виноваты совсем! Ведь тогда может встать резонный вопрос: куда потрачены миллиарды рублей, пущенные на цифровизацию школ? [5].

Ученики и их родители

Особые страсти кипят на родительских форумах. ТАСС сообщает, что дистанционным образованием недоволен каждый пятый родитель. [6] Но если набрать в поисковой строке "Родители недовольны дистанционным образованием", то можно увидеть, что количество жалоб просто зашкаливает!
Причины недовольства, в основном, просты и понятны. Родители, привыкшие к мысли, что "школа должна", столкнулись с вопиющей (с их точки зрения) неорганизованностью. Выдаваемые для самостоятельной работы задания готовым уроком никак не являются. Те же из учителей, кому всё же удалось вести уроки, также были подвергнуты критике[7] в интернете и прямым жалобам в управления образования муниципалитетов.

Суть жалоб в большинстве своём сводится к неподготовленности учителей к такой форме образования, к их низкой компетентности, к плохо поставленной речи, а то и просто к обвинениям в том, что учитель - бездельник.

Это неудивительно. Ведь большинство родителей забыло о том, что они равноправные участники образовательного процесса. А в условиях, когда нет возможности отдать ребёнка в школу, вся тяжесть по обучению легла именно на них. И вдруг оказалось, что не так-то просто заинтересовать ребёнка, который находится дома. В результате, неразобранные темы, невыполненные задания.

Ну а что с теми, ради кого всё это было затеяно? А вот здесь - самое интересное. Потому что дети - среда очень неоднородная, как по возрасту, так и по целеустремлённости. Для старшеклассников, готовящихся к ГИА и ЕГЭ, удаленное обучение - это, безусловно, потеря. Эта группа школьников наиболее тщательно подходят к выполнению заданий. Для остального же большинства самоизоляция стала дополнительными каникулами. Всегда можно списать пропущенный урок на неработающий интернет, на сломавшийся компьютер, отсутствие света или другую причину, которую невозможно проверить. Те же из детей, кто всё-таки решил в полной мере освоить образовательную программу, оказались под увеличенной нагрузкой. Ведь сосредоточенная работа у компьютера и работа в классе с живым учителем - это не одно и тоже. Напомню, что по нормам п.12.11 СанПиНа 2.4.1.2660-10 время непрерывного нахождения ребёнка у монитора серьёзно ограничено. Для младшего возраста оно не должно составлять более 15 мин. в день, для среднего - 25. Этого явно недостаточно, чтобы усвоить урок. А ведь это именно то большинство детей, на которых это "образование" и нацелено!

Некоторые ученики в дистанционных формах уроков нашли себе развлечения. Начали появляться жалобы, что к видеоконференции, пароль от которой выдаёт учитель, подключаются посторонние и, мягко говоря, хулиганят[9], вынуждают учителя прекращать трансляцию и фактически срывают урок. Как попадает пароль другим лицам - нетрудно догадаться. Но эффективных средств борьбы пока найдено не было.

Как можно было сделать?

В удивительной ситуации оказалась вся страна. Результат задуманного не устраивает ни тех, кто задумал, ни тех, кому поручили выполнять задуманное, ни тех, ради кого всё это затевалось. Это неудивительно. Нынешняя власть, не формирующая в обществе никаких мобилизационных понятий, решила провести мобилизацию. Пока только на фронте образования. Мобилизация была проведена помпезно: было объявлено о полной готовности, чиновники всех уровней бодро взяли под козырёк и... операция провалилась. Распиленные на цифровизацию деньги сами собой в оборудование и сети не превратились, а главные исполнители оказались вооружены черенками от лопат, как в одной антисоветской киноподелке. Вот только жизнь - это не кино и взять крепость без оружия не получится.

Неужели нет вообще никакого выхода? Что, из-за пандемии прервать образовательный процесс, как предлагали некоторые чиновники? Или продолжать также делать вид, что учёба идёт своим чередом?

А выход очень простой и всегда лежал на поверхности! Вспомните, неужели никто из вас никогда длительно не болел? И что, не было никакой возможности наверстать упущенное? А если учесть, что никто не болеет, то точно также можно "навёрстывать" во время самоизоляции. Не нужно было помпезных заявлений о переводе всех на дистанционное образование. Нужно было просто отдать этот вопрос для решения самим школам и самим учителям. По некоторым предметам вполне достаточно, чтобы дети просто читали параграфы из учебника и подкрепляли полученные знания дополнительными материалами. И вполне можно было открыть индивидуальные консультационные линии без обязаловки по онлайн-урокам. То что нужно, учителя сами записали бы и выложили там, где считают нужными. Не было бы жалоб от родителей, не было бы сорванных уроков. Все участники образовательного процесса занимались бы им по мере физической и технической возможности. А после окончания самоизоляции в школах можно было бы проверить полученные дома знания.
Ну и конечно же ответственные за распил денег министерства и ведомства вполне могли бы создать настоящий образовательный ресурс, с достаточным для онлайн обучения контентом и доступный в режиме 24/7, а не отдавать эту задачу на откуп коммерческим структурам.

Источники:
1. https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/
2. https://zen.yandex.ru/media/budni_uchitelya/chudo-rossiiskoi-mysli-i-zlo...
https://серов.гор.сайт/novosti-serova/772-dnevnik-ru-perestal-rabotat
3. https://ria.ru/20200409/1569818364.html
4. https://zen.yandex.ru/media/teacher/pust-chinushi-iz-rosobrnadzora-sebe-...
5. https://www.rbc.ru/society/20/06/2018/5af1a9f69a79478564b01d91
6. https://tass.ru/obschestvo/8069883
7. http://vsesvoi43.ru/zhaloby-na-obucheniya/
8. https://medialeaks.ru/0604gvn-online-school-not cool/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
9. https://zen.yandex.ru/media/buchitel/v-zoom-huliganiat-pochernomu-budte-...