29 декабря 2016 года президент России Владимир Путин отклонил закон о создании федеральной и региональных информационных систем «Контингент обучающихся», ранее одобренный Госдумой и Советом Федерации. Законопроект предполагал объединение всех баз данных детских садов, школ, колледжей, центров творчества, спортивных, художественных и музыкальных школ.
Закон встретил серьезное противодействие общественности, так как вступление его в силу привело бы к созданию «электронного концлагеря»: появилась бы возможность «законного» сбора любых сведений о детях, которые захотят иметь органы исполнительной власти, несмотря на то, что персональные данные (ПД) граждан Российской Федерации охраняются основным законом страны — Конституцией.
«Родительское Всероссийское Сопротивление» 28 декабря 2016 года выступило с обращением к Президенту и гражданам России, заявляя о недопустимости вступления в силу этого ювенального закона. В обращении были указаны положения Конституции, которые нарушаются этим законом, и приведены возражения на доводы сенаторов, поддержавших закон.
Однако, несмотря на то, что закон был отклонен, сбор информации о семьях и детях продолжается «по-тихому» — в рамках наполнения ведомственных баз данных с использованием соглашений об обработке персональных данных, допускающих передачу их неограниченному кругу третьих лиц, подписываемых невнимательными родителями.
Еще одной такой угрозой стал вступающий в силу с 1 января 2018 года приказ Минздрава от 10 августа 2017 года N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Появление приказа вызвало большую реакцию общественности и внимательной части родительского сообщества.
В целом текст приказа, казалось бы, практически повторяет предыдущий приказ Минздрава от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
Из нового приказа, однако, исчезло понятие предварительных и периодических осмотров, отличавшихся составом проводимых исследований. Теперь состав осмотров определяется приложениями.
Необходимость информирования и получения добровольного согласия родителей в новом приказе не отменена, а обязательность профосмотра в новом приказе никак дополнительно не отмечена.
Надо сказать, что в случаях, когда администрация учебного учреждения навязывает прохождение профосмотра, то с приказом это напрямую не связано.
Необходимость прохождения полного списка исследований в ходе профосмотра также не определяется приказом. В частности, согласно приказу, профосмотр может быть завершенным в объеме выполненных исследований, на которые родители дали согласие. В этой части, как и в новой учетной форме № 030-ПО/у-17, практически нет ничего нового.
Тем не менее есть и значимые отличия.
В приложении №3 определяется необходимость заполнения карты осмотра в электронном виде с использованием интернет-портала https://orph.rosminzdrav.ru.
Это и является основной угрозой, содержащейся в приказе № 514н.
Проблема доступности для целого федерального ведомства базы данных, содержащей результаты профосмотров на всех детей страны, та же самая, что и для «Контингента обучающихся», разве что с той поправкой, что в медицинской базе нет данных о составе семьи. При совершенно неопределенных целях сбора информации, возникает огромный риск утечки.
В такой базе достаточно информации о ребенке для того, чтобы он мог стать объектом коммерческого или преступного интереса.
Подчеркнем, цели сбора информации в указанной ведомственной базе данных никак не оговариваются, как неопределенными остаются и сроки хранения информации, что нарушает Федеральный закон N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных».
Конституция России (ст. 23, 24) устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и даже возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность соблюсти гарантии неприкосновенности частной жизни (а не наоборот!).
Врачебную тайну защищает и Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Создавая и наполняя ведомственную базу такого масштаба, Минздрав обязан провести всесторонние мероприятия по обеспечению защищенности собранной информации и ясно и недвусмысленно указать цели сбора данных.
В отсутствии серьезной информации на эту тему приходится считать, что это очередной шаг ко всё тому же «электронному концлагерю» для «контингента», на который облизываются как международные и местные ювеналы, так и бизнес всех мастей.
Собранная на всех детей медицинская информация намного опаснее, чем их школьные оценки, а наполненная база Минздрава будет бомбой замедленного действия, как ее ни защищай.
Родителям же в первую очередь надо во всех случаях обращать внимание на то, что они подписывают, и не стесняться вычеркивать из бумаг то, в чем они сомневаются. Речь идет о безопасности наших семей и будущем наших детей!