Попытки создать из библиотек места для развлечения в России проводятся давно. Вся реформа библиотечной системы была заточена на это. Оправдывая необходимость реформ снижением числа читателей, чиновники почему-то решили не устранять причину (падение интереса к чтению книг), а повышать «качество библиотечного обслуживания».
Под видом «модернизации» библиотек менялся интерьер, стулья заменялись на пуфы, старые книги списывались под предлогом несоответствия санитарным нормам, а в помещениях, где ранее стояли полки с книгами, проводились развлекательные мероприятия.
В 2019 году стартовал нацпроект культура, в котором «для повышения качества библиотечного обслуживания» заявлено создание модельных библиотек – центров со скоростным интернетом и доступом к «информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати».
Такие библиотеки должны комплектоваться мультимедийными ресурсами и иметь «комфортное» библиотечное пространство. Однако на практике «библиотечное» пространство становится просто «общественным пространством», своеобразным домом культуры для встреч по интересам и местом для развлечения. Именно такое видение библиотек стало результатом реализации национального проекта.
Поэтому тот факт, что реформа докатилась до школьных библиотек, не вызывает удивления. Если в обычных библиотеках посетителей развлекают, то вполне естественно мнение мэра Москвы, что в школьных библиотеках дети должны не погружаться в мир чтения, а отдыхать и готовить уроки.
А потому логичным следствием выглядит ликвидация школьных библиотек с бумажными книгами и замена их на медиатеки. Конечно же, в таких условиях ни о какой пропаганде чтения речи быть не может.
Вместо книг – зарядки для ноутбуков и телефонов. И теперь школьники, которые ранее могли при походе в библиотеку за книгой, предусмотренной образовательной программой, познакомиться с другими литературными произведениями, потеряют такую возможность.
На марше - стремление властей окунуть молодежь в бескультурье. Помнится, математик Владимир Арнольд рассказывал о пути США: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей» Российские власти, встав на американский путь еще со времен перестройки, не хотят от этого пути отказываться.
Ольга Горянина