Уроки истории вместо обществознания. Каков смысл этой инициативы?

В Минпросвещения предпочитают «простые» решения, сводящиеся к тому, чтобы отчитаться о проделанной работе. Сокращение часов преподавания обществознания в средней школе идет одновременно с увеличением времени, отводящегося на изучение истории. Причина такого переформатирования – разгорающаяся война с Западом и необходимость патриотического воспитания молодежи, которое невозможно без знания истории. Во властных коридорах школьное обществознание уже называют «вредным» предметом. Неудивительно, ведь расплывчатое содержание обществознания, с перестройки ориентированное, в первую очередь, на либеральные ценности глобального мира, к патриотизму никакого отношения не имеет.

Однако одним лишь переписыванием расписания проблему аполитичности подрастающего поколения, нацеленного с детства на комфорт и потребление, не решить. Кроме того, большой вопрос, как будет преподаваться история, каково будет содержание предмета. На сегодняшний день известно только о том, что содержание обществознания будет перераспределено по другим предметам, в первую очередь – в историю. 

Не менее важно то, что обществознание является самым популярным предметом ЕГЭ по выбору для тех, кто планирует поступать на гуманитарные специальности. В выпускных классах таких учеников половина, а проходной балл в вузы по этому предмету очень высокий и без репетитора не обойтись. Значит, «ставки» сделаны и деньги на репетиторов уже потрачены. Между тем в правительстве уже обсуждается вопрос отмены ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию с заменой его экзаменом по истории. 

Переформатирование предмета неизбежно вызовет проблемы во время приемной кампании в вузы, что наверняка не входит в планы реформаторов. Если, конечно, у них нет «тайного плана» создать проблемы с обществознанием для того, чтобы направить интересы детей в сторону естественнонаучных предметов, которые требуются для обучения на технических специальностях. Учитывая, что привычный уклад чиновничьей жизни за прошедшие два года существенно изменился, от бюрократии, непрерывно находящейся в состоянии стресса, можно ждать всякое.

Вполне возможно, «история» с обществознанием кончится тем же, чем кончилась она и с «Разговорами о важном» – переливанием из пустого в порожнее. Уроков истории станет больше, но к воспитанию патриотизма этот рост будет иметь весьма отдаленное отношение.