На заседании кенгашей (верхней и нижней палаты) Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана депутаты представили цифры уровня насилия в семьях: за семь месяцев в республике было совершено 277 убийств, и 116 из них (42%) - среди родственников. Об этом говорится 11 августа в сообщении пресс-службы сената Узбекистана.
Депутаты добавили, что 25 убийств совершено во время ссоры между соседями, 95 (34,2%) преступлений совершено между супругами, братьями, отцами и сыновьями.
На совещании отмечалось, что ухудшение ситуации с преступностью связано с тем, что правоохранительные органы борются лишь с последствиями преступления, а не с его причинами. Особое внимание было уделено раннему выявлению и профилактике правонарушений. Депутаты, добавили, что за ранее предупреждение отвечают также и общественные организации.
Напомним, в начале июля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил министерству юстиции республики разработать законопроект, направленный на профилактику бытового насилия. Документ будет включать в себя институт ранних предписаний и меры по ранней профилактике бытового насилия.
С приходом к власти Мирзиёева Узбекистан взял курс на масштабные общественные преобразования, включая либерализацию экономики, расширение свободы слова, общественной активности и пр. Путь выбран западный, поэтому запад является основным маяком в развитии.
Среди прочего, Узбекистан стремится стать членом Совета по правам человека ООН. Процедура присвоения членства предполагает применение ряда предписаний международных правозащитных организаций. В 2017 году парламент Узбекистана принял план действий по сотрудничеству с управлением верховного комиссара ООН по правам человека. Документ содержит около 90 мероприятий.
Активизация сотрудничества Ташкента с международным сообществом привносит в политику государства определенные элементы западной модели политической жизни. Актуализируется роль СМИ, некоммерческих организаций, общественных структур и фондов. В определенном ключе происходит реформа судебно-правовой системы, уголовного кодекса и других элементов государства.
В большинстве случаев Узбекистан идет по западному пути реформирования своего общества, пытаясь, конечно, учитывать традиционные ценности. Однако реформа судебно-правовой системы уже ведется при содействии USAID, которое лоббирует законопроекты для расширения политических и иных возможностей общественных организаций. Под чутким руководством США в Узбекистане создается среда для НКО, которые, как показывает практика, становятся эффективным инструментом «мягкой силы» для продвижения интересов США.
Возвращаясь к теме семейно-бытового насилия нужно отметить, что семья становится для запада первоочередным предметом политического размена. В странах Евросоюза семейная политика, в том числе семейное устройство, давно обрели очертания рыночных механизмов. Существует институты, которые за счет сформированной законодательной базы впитывают себя «товар», изымая детей из семей, а потом «продают» этот «товар» в так называемые семьи, которые получают зарплату за свою «семейность».
В странах СНГ подобный механизм семейного устройства формируется, поэтому для тех, кто это формирует, необходимо активно продвигать «правильные» законы, и тут без USAID не обойтись. При этом, принятие тех или иных законопроектов необходимо легитимировать информационно. Для которой формируются «правильные» СМИ.
Например, в 2016 году при обсуждении в Госдуме известного в России «закона о шлепках» депутаты использовали данные «Национальный центр по предотвращению насилия «Анна», которые нагло сфальсифицировали цифры семейного насилия, завысив их в сотни раз.
В России усилиями родительской общественности удалось побороть порочный закон, разрушающий семьи. Сможет ли Узбекистан защитить семью и свои традиции от деструктивных западных инициатив? И до какой черты готов идти глава государства в либерализации достаточно традиционного общества?