Астраханские общественники и сотрудники «скорой помощи» порекомендовали Минздраву РФ отказаться от передачи транспортных перевозок при оказании населению медпомощи в частные руки – подобные эксперименты несут угрозу не только жизни и здоровью граждан, но и государству в целом, сообщается в резолюции «круглого стола», организованного Астраханским региональным отделением «Родительского Всероссийского Сопротивления».
«Пилотные проекты» по передаче медицинского автопарка в руки частников проводятся в ряде российских регионов с 2013 года. Суть эксперимента заключается в том, что подготовку к работе машин «неотложки» осуществляют не государственные станции «скорой помощи», а частный инвестор на конкурсной основе. «Частник» обязан предоставить бригаде автомобиль, полностью оснастить его необходимым медицинским оборудованием и осуществить своевременную транспортировку медиков на место вызова. Тем самым, региональные бюджеты экономят на затратах на закупку и ремонт медицинского автопарка, а главврачи медучреждений избавляются от «головной боли» по поводу технического состояния машин, считают сторонники «бизнес-модели».
Однако, в Астрахани в нововведении «плюсов» не увидели - сотрудники «скорой», каждый день мчащиеся на помощь астраханцам и изнутри знающие тонкости своей работы, категорически против внедрения проекта в регионе.
«Экономия эта временная, рано или поздно частник начнет закладывать в цену своих услуг и закупку новых автомобилей, и повышать стоимость услуг. Особенно вероятно такое повышение тогда, когда парк принадлежащих государству машин СМП будет полностью изношен и у региональных властей не останется выбора», - считает председатель Астраханского отделения РВС, врач выездной бригады «скорой помощи» Евгений Лазарев.
Медики отмечают и тот факт, что частный персонал «родному» бригадному – не чета.
«Бригада СМП - врач, фельдшер, водитель – это, как правило, сложившийся коллектив, со своей этикой, с особыми отношениями. Это единая команда. А в голове у частного водителя будут только деньги», - считает председатель молодежного совета ГБУЗ Астраханской области «Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи», врач выездной бригады «скорой помощи» Наиль Адельшинов.
Лазарев также отметил, что в работе «скорой» огромную роль играют особые навыки и опыт водителя, в том числе, его подробное знание территории – и не в «общих чертах», а путей проезда к каждому дому и условий парковки во дворах.
«Сокращают квалифицированный, опытный персонал, а набирают практически с улицы. Водители СМП прошли курсы по проведению реанимации, и могут помогать врачу. А что будет уметь водитель "со стороны"?» - говорит Евгений Лазарев.
Медик также подчеркнул, что опыт скоростного безопасного вождения в труднейших условиях переполненного автотранспортом города также не приобретается в течение нескольких недель или месяцев.
Участники «круглого стола» считают, что бизнес-модель в работе «неотложки» несет угрозу, без малого, госбезопасности России. «В условиях фактически ведущейся новой холодной войны с Западом России надо мобилизовать все государственные системы, в том числе и систему оказания медицинской помощи. А мобилизация и частный бизнес плохо совмещаются. Более того, владельцем частной транспортной компании может выступать иностранный гражданин. Таким образом, Россия может потерять контроль над данной сферой», - говорится в резолюции. По итогам «круглого стола» его участники порекомендовали Минздраву РФ свернуть эксперимент по внедрению бизнес-модели в пилотных регионах и полностью отказаться от реализации этого проекта в России.
Добавим, в минувшем марте Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву РФ проанализировать имеющийся опыт регионов по передаче медицинских транспортных перевозок частным инвесторам. Минздрав должен до 10 июня текущего года разобраться, как работает проект, и стоит ли внедрять его в других регионах РФ. На данный момент модель реализуется в Пермском крае, республике Марий Эл и Чувашии, а также Архангельской, Вологодской и Кировской областях.