В Ростове-на-Дону родители выступили против цифрового образования

Альберт Анкер. Сельская школа в 1848 году. 1896
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — тема, которая сегодня волнует многих родителей и педагогов. Что несут в себе новые, широко внедряемые сейчас технологии цифрового обучения? Как это отразится на физическом и психическом здоровье учеников? Какими вырастут дети, чьи школьные годы пройдут в виртуальной среде, в мире гаджетов, электронных образовательных средств, соцсетей и компьютерных игр?

20 июня в Ростове-на-Дону состоялось заседание дискуссионного клуба, посвященное этой теме. На встречу собрались неравнодушные родители, педагоги, члены родительских сообществ города. Организатором выступило ростовское региональное отделение общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).

Заседание дискуссионного клуба на тему цифровизации образования в Ростове-на-Дону
Изображение: Александр Дицков

Дискуссия началась с обсуждения влияния цифровой среды на детей и подростков. Собравшиеся отметили несомненный вред, который наносит здоровью детей агрессивное внедрение цифровых технологий в школах: это заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, возникновение и развитие разнообразных нервно-психических расстройств (депрессивных состояний, нарушения сна, синдрома дефицита внимания, тиков и др.).

Кроме этого, было замечено, что с внедрением «дистанционки» и ЦОС исчезает такой важнейший элемент образовательного процесса как живое взаимодействие учителя и ученика, а также учеников друг с другом, разрушается традиционная образовательная среда. При этом уже сложно будет ожидать полноценной социализации целого поколения, воспитанного на гаджетах.

Иногда переход на цифровые методы обучения оправдывают пандемией коронавируса. В связи с этим председатель ростовского отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС) Игорь Бигаев пояснил, что эксперимент ЦОС начался еще в 2019 году, и поэтому попытки объяснить его борьбой с распространением инфекции несостоятельны — пандемия лишь стала своего рода легитимацией для чиновников, стремящихся продвинуть цифровые и дистанционные образовательные формы, негативные последствия которых уже отчетливо видны многим родителям и педагогам.

Заседание дискуссионного клуба на тему цифровизации образования в Ростове-на-Дону
Изображение: Инна Астафурова

С ярким и убедительным сообщением выступила Елена Литвиненко, мать четверых детей. Она рассказала о феномене «цифрового слабоумия». Елена подчеркнула, что современные дети, много времени проводящие в гаджетах, становятся забывчивыми, у них снижается умственная работоспособность, теряются навыки полноценного мышления и умения критически оценивать факты, ухудшается пространственная ориентация, растет социальная изоляция. Также она отметила, что дети практически разучились читать.

«Если раньше читали, вчитываясь в написанное, то теперь бегло просматривают, то есть скачут по верхам, резко падает способность к пониманию прочитанного», — утверждает Елена.

«И как мама четверых детей хочу добавить: чем больше времени дети проводят в гаджетах (это мое личное наблюдение), теми больше рассеянность внимания, тем хуже память. Не запоминают вообще, повторяешь одну и ту же тему много раз. Еще и раздражительность. Результат плачевный», — закончила она свое выступление.

Заседание дискуссионного клуба на тему цифровизации образования в Ростове-на-Дону
Изображение: Александр Дицков

На встрече присутствовала специалист Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент, кандидат психологических наук Тамара Есаян. Она подтвердила, что, действительно, при цифровых методах обучения существуют все отмеченные в ходе дискуссии проблемы. Кроме этого, она обратила внимание на такой негативный аспект засилья гаджетов, как снижение коммуникаций детей и родителей.

«Ребенка извлекают из необходимости общаться с человеком, который должен передавать ему культурно-информационные коды. Происходит низвержение традиций семейного уклада, семейного досуга. Ребенок не находится в пространстве компетентного взрослого, а сидит перед компьютером. В результате умирает его способность извлекать из памяти необходимую информацию, страдают образное мышление, знаковое мышление, долговременная память. Человек, можно сказать, „оскотинивается“. Вернее, его „оскотинивают“», — сказала психолог.

Собравшимися была отмечена необходимость родителей объединяться, чтоб вместе противостоять негативным процессам в образовании. По этому поводу интересным опытом поделился Юрий Сушков, отец будущего первоклассника. Он рассказал, что еще во время подготовки своего ребенка к школе он, задавшись целью найти единомышленников, приходил к школе с плакатом: «Я против цифровизации и дистанта. Давайте познакомимся, подходите!»

Юрий Сушков делится своим опытом объединения неравнодушных родителей
Изображение: Александр Дицков

Юрий достиг своей цели — он познакомился с родителями, которые, как и он, обеспокоены внедрением ЦОС и «дистанта». Они создали сообщество и теперь действуют вместе. Юрий подчеркнул, что если проявить упорство, то рано или поздно все активные родители присоединятся.

«Даже десять активистов на школу, объединившись, уже могут активно использовать законодательство, задействовать школьные советы, просвещать других родителей, объединяться с учителями для противодействия ЦОС», — добавил он.

Участники дискуссии отметили, что в современном мире нельзя (да и не надо) совсем отказаться от цифровых технологий — они стали частью нашей жизни. Но этими технологиями хотят заменить традиционные формы обучения, поэтому беспокойство родителей можно понять.

Заседание дискуссионного клуба на тему цифровизации образования в Ростове-на-Дону

ИА Красная Весна