Этих можно обязать участвовать, например, в «Тотальном диктанте», а оценку за него каким-то образом учитывать при аттестации, или что там есть аналогичного для этой категории наших граждан. А то ведь, если посмотреть на результаты диктанта в этом году, пятёрки заслужили лишь 2% его участников. Из чего СМИ сделали вывод, что «Россияне не справились с „Тотальным диктантом“».
Однако организатор этого проекта в 2016 году Ольга Рябковец вовсе не находит случившееся катастрофичным, её вполне удовлетворяет тот факт, что 98% написавших диктант в этом году знают, что слово искусство пишется с двумя «с». Сообщив об этом журналистам, она уклонилась от дальнейшего обсуждения уровня грамотности участников, так как считает, что главное здесь не победа, а участие (моя вольная интерпретация её интервью на Коммерсант.ru).
Но такое благодушное настроение по поводу существующего уровня грамотности российского общества не разделяет президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, мнение которой в тот же день, что и заявление Ольги Васильевой, опубликовало ТАСС. Цитата из новостей агентства:
«Вербицкая отметила, что сейчас уровень преподавания русского языка и литературы в школе в целом нельзя назвать высоким — „нет хороших учебников, нет хороших методов обучения“. Подготовка учителей, по ее мнению, тоже ведется недостаточно тщательно. „Для педагогических вузов должны быть особые условия приема“, — считает она».
Если учесть, что Людмила Алексеевна является президентом РАО уже три года, действительным её членом аж с 1995, ректором, а потом президентом СПбГУ была на протяжении более 20 лет и вообще всю свою сознательную жизнь занимается образовательной деятельностью, причём именно филологической, то мне почему-то кажется, что есть и её вина в таком состоянии нашего образования, и совсем даже не маленькая.
Кстати, Васильева на упомянутом выше форуме заявила о необходимости ввода специальных дисциплин для повышения грамотности будущих преподавателей (в советских вузах такие спецкурсы были).
Ну что ж. Диагноз поставлен. Намерения у нового министра образования архисерьёзные. Как говорится, будем посмотреть… во что они выльются. Главное — чтобы в реальные и полезные дела, а то почему-то все прежние реформы в сфере нашего многострадального образования его совсем до ручки довели.