Дети прячутся в подвале от авианалета. Великая Отечественная война.
Более 100 лет тому назад, в 1919 году, советская власть начала борьбу с неграмотностью и добилась значительных успехов. Новой власти требовался новый человек, политически и культурно грамотный, способный сознательно участвовать в построении независимого государства, которое смогло бы преодолеть экономическое отставание от ведущих стран Запада.
Задача была решена: сделав ставку на образование, в СССР добились развития человека, а затем и экономического подъема. Страна вошла в тройку ведущих стран мира по уровню экономического развития, разгромив перед этим фашистскую Германию, на которую работала вся европейская экономика.
Однако по прошествии 30 лет после развала Советского Союза впору говорить о сдаче позиций по всем фронтам, и связано это не только с повсеместным воровством, уничтожающим российскую экономику. Стремление власть имущих идти по западному пути привело к тому, что оказались востребованы старые как мир (от которого мы ранее отреклись и стряхнули его прах с наших ног) идеи: опростить человека, превратив его в обывателя и потребителя.
Правящий класс решил делать это вовсе «не со зла», а по необходимости. Для него подобное поведение является достаточно естественным способом сохранения своей власти: «маленькими», мало понимающими людьми легче управлять, манипулируя общественным мнением. Сегодня усилиями «реформаторов», действующих при властной поддержке, ситуация с неграмотностью населения по сути вернулась к уровню 100-летней давности и продолжает ухудшаться. Современные люди, хотя и формально грамотны, часто не в состоянии понять сложные тексты.
По словам бывшей главы Минпросвещения Ольги Васильевой, четверть населения страны не может понять прочитанное и применить его на практике. «В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22% до 25% населения страны не владеют функциональным чтением», — заявила она в 2018 году. Здесь под функциональным чтением понимается способность человека осмыслить текст, а далее использовать его содержание для достижения собственных целей.
Исследователи из Института социологии ФНИСЦ РАН считают, что процесс мышления человека и, как следствие, осмысления всего происходящего тесно связан с навыками чтения. «Понимание текста – основополагающий элемент грамотности человека, так как без осмысления невозможно использовать информацию, размышлять и делать выводы, на основании которых можно достигать цели и участвовать в социальной жизни. В современном мире социализация строится на умении понимать информацию в разных форматах. Понимание текста зависит не только от технических навыков чтения и письма, но и от общего кругозора человека, его представлений о разных сферах жизни», — отметили исследователи в работе «Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд», которая была опубликована в 2022 году в «Вестнике института социологии». Работа основана на многочисленных исследованиях конца XX — начала XXI века.
На основании этой работы ученых РАН можно сделать вывод, что Россию ждет нелегкое будущее, так как уровень неграмотности школьников гораздо выше, чем взрослых. Утверждается, что более 70% четвероклассников могут понимать только простые тексты на знакомые темы. «Доля таких учеников оказалась значительнее в тех классах, где дети проводят больше времени в Интернете», — сообщили ученые. Кроме того, они выявили существенный рост числа случаев задержки в речевом развитии: почти у 60% детей 6-7 лет не сформирована речь. «Их отличает ограниченный словарный запас, проблемы с построением грамматически правильных предложений и сложности с ведением диалога», — пояснили исследователи, подчеркнув, что у таких детей не было полноценного общения со взрослыми в семье.
По мнению ученых, проблемы в общении и понимании стали возникать из-за того, что окружающий мир для детей становится всё более виртуальным. Начало было положено телевидением, а затем в дело вступила сеть Интернет. По данным американского исследования от 1987 года, ученики старших классов по сравнению со школьниками 1960-х годов медленнее читали и хуже понимали прочитанное. По странному стечению обстоятельств период интенсивного развития телевидения в США пришелся как раз на 60-70-е годы прошлого века. Кроме того, западные исследователи в ряде работ 2005-2007 годов связали низкие академические показатели и задержки в когнитивном развитии школьников с длительностью просмотра телепередач.
Российские ученые уже в 2012 году предупредили, что эти негативные изменения в связи с ростом технологических возможностей, предоставляемых массовым Интернетом, только вырастут. В 2018 году исследователи из Национального института здоровья США заявили, что у детей 9-10 лет, использующих смартфон более семи часов в день, происходит истончение участка коры головного мозга, отвечающего за обработку сигналов от органов чувств и интеллектуальное развитие человека. Ранее подобная атрофия мозга обычно наблюдалась только у людей зрелого возраста. В 2019 году ученые канадского университета Калгари сообщили, что у детей в возрасте от двух до пяти лет отмечалось тем большее отставание в развитии, чем большее время они проводили возле экранов гаджетов.
Между тем, по данным российских ученых, опубликованным в 2018 году, 93% подростков пользуются Интернетом, проводя в среднем около семи часов в день у экранов компьютеров и смартфонов. Такое бездумное использование детьми гаджетов во вред себе должно было бы рассматриваться властью как угроза национальной безопасности и пресекаться на корню. Однако вместо этого в России на правительственном уровне принято решение о массовом внедрении компьютерной техники в школы и развитии дистанционного образования!
Подтверждением тому — нацпроект «Образование» и входящий в него федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в котором одной из важнейших целей указан глубокий охват школ и детских садов сетью Интернет и «цифровая трансформация системы образования». Тем самым власть имущие откровенно игнорируют результаты научных исследований, говорящих о негативном влиянии гаджетов на развитие подрастающего поколения. Более того, создается впечатление, что они явно заинтересованы в том, чтобы максимально затруднить понимание людьми процессов, происходящих в окружающей их действительности.
СВО обострила противоречие между желанием российской элиты сохранить суверенитет государства и используемыми ею методами управления народом. С одной стороны, правящий класс почем зря поносит Запад, а с другой — повторяет причудливые изгибы западного пути, который до сих пор принят у нас за образец развития цивилизации. На Западе человеку уготована участь конформиста и обывателя, воспринимающего гаджеты и личные бытовые удобства как предел развития цивилизации.
Между тем в России такому обывателю вскоре придется несладко — санкции стремительно приближают момент, когда гаджеты станут экзотикой, а дышащая на ладан инфраструктура, еще сохранившаяся со времен СССР, также стремительно может превратить в экзотику и привычные бытовые удобства. Необходимость вывода экономики страны на новый уровень требует появления нового человека, способного стать исследователем, инженером и изобретателем. Мешает этому косность элиты, не желающей терять накопленное богатство и привычные рычаги управления обществом. Остается надеяться, что инстинкт самосохранения переборет все-таки жадность и властные амбиции.
Роман Якин, РВС