Власти Волгограда признали идущую оптимизацию библиотек

«Освобождённое» помещения детской библиотеки №17

«Освобождённое» помещение детской библиотеки №17

 

Городские и областные власти ответили на «Обращение жителей г. Волгограда и Волгоградской области в защиту библиотек». Ранее данное обращение, вместе с 6046 подписями, было передано в приемные исполнительных и законодательных органов Волгоградской области.

Несмотря на то, что вопросы граждан касались не только городских библиотек, но и учреждений всего региона, областные структуры, за исключением регионального законодательного собрания, переадресовали Обращение для ответа чиновникам из Комитета по культуре администрации Волгограда. То есть, по сути, имеет место лишь один содержательный ответ и один анонс «рабочего совещания с приглашением общественников, а также представителей власти» от Областной думы.
 
Разберем некоторые тезисы из предоставленной Комитетом по культуре информации.

Отметим, что впервые, с начала 2017 года, когда планируемая «оптимизация» библиотечных систем стала известна широкой общественности, от ответственных за эту сферу чиновников прозвучали какие-то конкретные цифры. Это касается и бюджетных средств, выделенных на функционирование библиотек, и масштабов прошлой и текущей оптимизации. Впрочем, говоря о финансировании, Комитет по культуре заверяет в отсутствии всякого сокращения:

«Несмотря на дефицитный бюджет, объем финансовых средств, выделяемых из бюджета Волгограда на обеспечение деятельности муниципальных библиотек в 2017 году остался на уровне 2016 года (2017 г. – 89,4 млн. руб., 2016 г. – 82,3 млн. руб.). В результате, взрослое и детское население города будет обеспечено библиотечно-информационным обслуживанием в объеме прошлых лет».

Однако остается неясным, что имеется в виду под «объемом прошлых лет», когда далее по тексту Комитет признает наличие масштабной «оптимизации» библиотечной системы, как раз в 2014-2016 годах:
 
«В 2014-2016 годах на территории Волгограда осуществлялась оптимизация структуры муниципальных библиотек, которая была обусловлена не только недостатком бюджетного финансирования, но и предполагала отказ от помещений, не приспособленных для качественного оказания муниципальных услуг по библиотечному обслуживанию жителей города (квартиры, подвальные помещения, помещения, в которых невозможно по техническим характеристикам создать необходимые условия для работы библиотек и т.д.). Сокращение площадей осуществлялось (путем перевода некоторых библиотек-филиалов в более крупные филиалы), в том числе, и в связи с неэффективностью их использования. В 2014-2016 годах всего были освобождены 11 помещений…»

Чиновники, конечно, сглаживают острые для себя углы. Массовое возмущение граждан было вызвано именно тем, что «под нож» шли библиотеки, читателями востребованные, являвшиеся значимыми культурными центрами своих районов. Библиотека №5, бывшая самой крупной в Краснооктябрьском районе; детская библиотека №11, единственная на целый крупный микрорайон на юге города; библиотека №13, обсуживавшая жилой массив между «Керамикой» и «Юбилейным» (Красноармейский район) – все эти учреждения никак нельзя записать в «квартиры и подвальные помещения». Это же касается и многих других учреждений. Если же говорить о востребованности, то многие жители до сих пор глубоко возмущены подобной «оптимизацией», заставившей их и их детей ездить за книгами в другую часть района. Не было бы востребованности – откуда бы тогда взялись более 6000 подписей в защиту библиотек?

Во бывшем помещении библиотеки №5 нынче расположился очередной "Магнит у дома"
В бывшем помещении библиотеки №5 нынче расположился очередной "Магнит у дома"

Что касается судьбы помещений, то тут Комитет разводит руками: «Информацией о дальнейшем использовании освобожденных помещений Комитет не располагает, так как они были переданы в муниципальную имущественную казну, полномочиями распоряжаться которой наделен департамент муниципального имущества администрации Волгограда». Видимо, запрос информации в департаменте муниципального имущества является сверхсложной задачей для чиновников Комитета по культуре…

Помимо «истории оптимизации», Комитет дает информацию о характере текущего процесса. Напомним, в начале 2017 года в руки общественности поступила достоверная информация о грядущем в первом квартале этого года закрытии 9 детских и взрослых библиотек. Чуть позже стало известно и о «выселении» из своего помещения крупной детской библиотеки №17 на Спартановке. Теперь же, когда «оптимизационный» квартал уже завершен, Комитет дает следующую информацию:

«В 2017 году планируется оптимизировать 5 библиотек филиалов. На базе помещения библиотеки-филиала №9 Волгоградского муниципального учреждения культуры «Централизованная система городских библиотек» (далее ВМУК ЦСГБ) будет осуществляться образовательная деятельность муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования Волгограда «Детская школа искусств №3».
 
В целях более рационального использования свободной площади принято решение о переводе библиотеки-филиала №17 ВМУК ЦСДБ в помещение библиотеки филиала №26 ВМУК ЦСГБ (ул. им. Николая Отрады, 34) с сохранением библиотеки филиала №17. В результате будут созданы условия для обслуживания детского населения, хранения книжного фонда и проведения культурно-просветительских мероприятий с соблюдением федерального закона № 436-ФЗ от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Прокомментировать «благой» перевод детской библиотеки №17 могут жители Спартановки, два раза выходившие на уличные акции протеста, негодуя от подобной о себе «заботы». Добавим, что, заявляя об «оптимизации 5 библиотек», чиновники раскрывают подробности судьбы лишь двух учреждений. Об остальных они просто забыли или не считают нужным сообщать информацию обществу?

Второй пикет против «выселения» детской библиотеки №17

Тем не менее это первый за долгое время официальный документ, в котором признан факт идущей уже несколько лет странной «оптимизации» библиотек города, в результате которой не происходит ни пополнения фондов, ни модернизации технического обеспечения, ни привлечения все больше отказывающихся от чтения граждан, особенно молодежи, на эти образовательные площадки. Вместо этого «оптимизация» оборачивается новыми магазинами и барами, которые открывают в бывших «читальнях», а то и просто запустением.
 

Пример использования помещений бывших библиотек. Одно пустует уже больше года, во втором расположился ЧОП.

Однако хорошо уже то, что чиновники хотя бы частично перестали прятать голову в песок от возмущенного происходящим общества. Следующий шаг – конструктивный диалог со специалистами и гражданами и выработка действительно созидательных мер. Общество же, вне зависимости от действий власти, продолжит бороться за те малые уцелевшие части живой культуры, что еще существуют сейчас. 
 
Сбор подписей в защиту библиотек, объявленный в начале марта, продолжается.

В завершение скажем, что и городским Комитетом по культуре и Областной думой анонсировано проведение неких «совещаний с работниками библиотечных систем, представителями органов власти, средств массовой информации и общественности». Очень надеемся, что это не будет забыто или профанировано, а станет началом реального диалога власти, специалистов и общества