Война миров. Детский сад, в котором страшно маме. Часть 2.

Как борются с больными детьми или как разгоняют группы компенсирующего вида.
Продолжение, начало в часть 1 [Нажмите, чтобы прочитать]
2014 – 2015 учебный год. ГБОУ гимназия № 1358, Москва, СЗАО. Дошкольное отделение «Митюша», бывший детский сад № 2412.

Как я описывала в части 1, в детском саду «Митюша» воспитываются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. До введения нового Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ , существовали детские сады различных видов, в частности, детский сад компенсирующего вида и детский сад комбинированного вида.

Детский сад компенсирующего вида – образовательное учреждение с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии детей, с нарушением опорно – двигательного аппарата (НОДА), в частности. Также были детские сады для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, задержкой психического развития и т.д.

Детский сад комбинированного вида отличался тем, что не все группы в учреждении были коррекционными, а только часть. Например, 5 из 12 или 1 из 10, как решает руководитель и сколько мест нужно детям.

С этого момента буду рассказывать о группах для детей именно с НОДА.
В группах компенсирующего вида, буду называть их по старинке, коррекционных, всегда детей меньше, чем в группах массовых (общеразвивающих). Это очень важно, т.к. нормально уследить за 25 абсолютно здоровыми детьми очень сложно, а если у детей проблемы со здоровьем, то это абсолютно невозможно. Например, детям с врожденным подвывихом или вывихом бедра, в течение всей жизни нужно быть очень аккуратными со скольжением, прыжками, быстрыми и резкими движениями – в любой момент старая травма может дать о себе знать и опять произойдет вывих. Представьте себе, что вы на улице зимой с 25 – 30 такими детьми? Непоседливыми, веселыми и очень желающими поскользить? Если их хотя бы 15, да из них не все именно с этим диагнозом, есть шанс уследить и сохранить здоровье детей.

И это только один из аспектов. Ведь очень важно следить за осанкой, проводить корригирующую гимнастику, соблюдать двигательный режим, следить за распределением физической нагрузки и многое – многое другое.

Помимо того, что детей должно быть (и было) не больше 15 (для групп с НОДА), необходимо создать условия для того, чтобы дети могли получать и медицинские процедуры, такие как массаж, ЛФК, физиотерапию. Для этого выделялись помещения в здании детского сада, в штат вводились необходимые единицы: медсестра физиотерапии, ЛФК, массажа. На договорной основе один диспансерный день в месяц выделялся врачу-ортопеду для контроля за проведением коррекционных процедур и для назначения дальнейшего профилактического лечения.

Все процедуры дети получали в детском саду, без очередей, контакта с больными детьми, без «отрыва родителей» от работы, без лишнего выхода на улицу в холодное время года, особенно после массажа или физиотерапии. Специалисты все знакомые, родные, не страшные. С родителями налажен контакт, известно, когда и чем дети болели, сколько процедур пройдено и т.д.

Но, самое важное, что было – это систематичность процедур, их комплексность. Ведь не столь важен массаж (хотя получить 3 курса в год массажа очень важно), физиотерапия, сколь важно то, что воздействие на ребенка идет постоянно! Это комплекс, включающий в себя и зарядку, и занятия физкультурой, и занятия лечебной физкультурой, и плавание, и закаливание, и корригирующую гимнастику, и индивидуальные упражнения, и гидромассаж, и контроль осанки, и обеспечение двигательного режима, и прогулки, и питание, и сон на ровной поверхности, и различные вспомогательные вещи (кислородный коктейль, фиточай, соляная пещера, ингаляции и т.д.).


Все эти «мелочи», сливаясь в одно целое, не дают прогрессировать заболеванию, как минимум, а часто еще  ведут и к улучшениям.
Важно помнить, что часто проблемы с опорно-двигательным аппаратом сопровождаются или наоборот, следуют за нарушениями в развитии основных психических процессов детей. Здесь на помощь приходят логопед, дефектолог, психолог.

Зачисление в такие коррекционные группы происходило на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Для того, чтобы попасть на нее, надо было взять справку - направление у врача в поликлинике, собрать основные документы и весной на базе таких компенсирующих садов пройти комиссию. На комиссию записывались по телефону, приходили родители вместе с детьми. В один день освобождалось помещение в детском саду, из поликлиники приходили необходимые врачи по профилю, от сада детей смотрели психолог, логопед и дефектолог. Выносилось решение, нуждается ребенок в посещении коррекционной группы или нет.

В  коррекционные группы с НОДА направлялись дети интеллектуально сохранные и те, которые могут передвигаться (ходить) самостоятельно. Важно понимать, что ребенка «колясочника», который не может самостоятельно ходить в туалет, которого необходимо перекладывать спать и т.д. нельзя направлять 10м или 15м в группу, в которой 1 воспитатель и 1 няня. Это не принесет пользы прежде всего ребенку, а другим детям просто нанесет вред тем, что им будет уделяться внимания педагога процентов на 80 меньше.

Для детей со сложными диагнозами создавались группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», где детей совсем мало и где с ними могут быть родители. А в гости к другим деткам они вполне могут «зайти» в течении дня.

В группы с НОДА попадают дети с различными нарушениями осанки, плоскостопием разной степени, врожденными вывихами, дисплазией, несложными формами ДЦП и т.д. Эти диагнозы вроде и не видны на первый взгляд, но если не вести профилактические мероприятия, они прогрессируют и могут привести к инвалидности.

Вот про такую группу детей, которые, по мнению чиновников, неожиданно выздоровели, я и хочу рассказать.
Причина всех реформ, направленных на уничтожение системы коррекционных учреждений, как и положено в обществе потребления – деньги. А точнее, прибыль (оптимизация расходов и т.д.).

Вроде бы, где же тут прибыль? На чем зарабатывать то? На детях, отвечу я Вам, а точнее на больных детях и на огромной душевной травме родителей, воспитывающих больных детей.
Когда читаешь, видишь по телевизору или еще как-то отдаленно, отстраненно видишь информацию о больных детях, их родителях, конечно, переживаешь, но не так близко, не так осознанно, осязаемо, как тогда, когда они рядом с тобой. За каждым заболеванием ребенка стоит целая трагедия целой семьи. Это и постоянное чувство вины у родителей. Эти дети – выстраданные. Очень часто семья много лет ждет своего ребеночка, проходит круги и круги, состоящие из лечения, надежды, потери.

Смотришь на этих маленьких хулиганчиков, которые хитро или вызывающе посматривают на тебя, и «видишь за их спинами» то, о чем они и не знают. Преждевременные роды, кесарево сечение, асфиксия, интубация, слабые рефлексы, больница, неврология, диагноз…  А иногда эти детки и не знают, и не надо им пока знать, что до них у мамы был другой ребеночек, который не выжил, не пережил, не выкарабкался, не продержался… А иногда и не один…

Смотришь на этих красавцев и красавиц и понимаешь,  это счастье, что они есть. И родителей понимаешь, которые все отдадут на то, чтобы эти дети были здоровыми, чтобы они могли жить.

И те, кто хочет заработать деньги, тоже это понимают. Много денег можно заработать на обслуживании этих детей, много. Как Кощей над златом потирают они руки, эти эффективные менеджеры.

Но, для того, чтобы родители стали платить, надо убрать бесплатные услуги, разрушить ту систему коррекционного образования, которая была.
Все реформы возможны только в условиях «все продается и все покупается», а успешность меряется доходами. В таких условиях, когда все меряется деньгами, управлять «конечными» реформаторами на местах (руководители образовательных учреждений) очень удобно. Они – трусливые и исполнительные марионетки, которые до обморока боятся того, что отнимут кормушку. Абсолютно безвольные и ничего не решающие, купленные с потрохами. Те же, которые пытались сопротивляться «сжеваны» более услужливыми соседями по стае.
План сложился, медицину убираем, детей набираем побольше, а те, которые были больные, они теперь будут здоровые. Больными будут только инвалиды, но их мы можем добавить к здоровым, это очень полезно для их развития, называется модным словом инклюзия.

Как этот план вводился в жизнь в ГБОУ гимназия № 1358, дошкольное отделение «Митюша» (бывший детский сад 2412).

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" утратило силу типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 666, которое определяло виды детских садов (компенсирующего вида, комбинированного и т.д.).
Вступил в силу новый порядок организации дошкольного образования, утвержденный данным приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" http://ivo.garant.ru/#/document/70464980/paragraph/4:1.

Теперь структурной единицей образовательной организации считается группа, которая может иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Далее издается приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
"Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
« 1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.
2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.»
http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html.

По Москве издается  «Приказ Департамента образования г. Москвы от 1 декабря 2014 г. № 897 "Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы" http://dogm.mos.ru/upload/iblock/917/pr_do_897_01_12_2014_r14.pdf.

Если Ваш ребенок не является ребенком-инвалидом, но нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания, Вам необходимо до записи на ЦПМПК г.Москвы получить медицинское заключение (приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.04.2013г. №297). Медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013г. №297) является неотъемлемой частью заключения ЦПМПК г.Москвы.

http://dogm.mos.ru/upload/iblock/182/pr_dzdr_297_01.04.2013_r13.pdf.

Сайт для записи в Москве: https://mcko.ru/pages/vzaim_mskobr.


А теперь добираюсь, наконец, до того, как руководство ГБОУ гимназия № 1358 г. Москвы всеми возможными способами мешало сохранению групп компенсирующего вида в дошкольном отделении «Митюша».

Осенью 2014 года родителям воспитанников детского сада просто «забыли» сказать о том, что законодательная база по обеспечению их детей коррекцией  нарушений развития изменилась.
Но не забыли уведомить в устной форме на родительских собраниях, что:
1.     Детских садов компенсирующего вида теперь нет, у нас теперь просто дошкольное отделение гимназии и на то, что было раньше,  не рассчитывайте.
2.     Все коррекционные учреждения в Москве и в России закрывают, т. к. новый закон вышел.
3.     В стране кризис и бюджет на образование сокращен.
4.     В общем, вы не волнуйтесь, но такова судьба и такая ситуация в стране. Надо теперь за всеми процедурами ходить в поликлинику, что же делать…
Как обычно, утаивание информации, успокаивающая болтовня и планомерное «убийство коррекционного образования».

В декабре 2014 года начинает работу новая ПМПК г. Москвы, в ее положении есть указание, что теперь ребенку надо проходить комиссию 1 раз в год (ранее было один раз на весь период пребывания в детском саду). Действие заключений ПМПК старого образца на момент реорганизации (на 1. 12. 2014) продлеваются до 1 сентября 2015 года.

НО, в милом «Митюше» об этом «не знают» или «не понимают» и поэтому не говорят родителям, что в апреле 2015 года, когда начнется комплектование на следующий учебный год, их дети автоматически переводятся в массовые группы с общеобразовательными программами. А для того, чтобы ребенку была назначена адаптивная программа (коррекционная) нужно заключение ПМПК.

Так, изящно и ненавязчиво. Соответственно, если не будет детей, прошедших ПМПК, то не будет и необходимости заключать контракт с медицинской организацией, т.е. поликлиникой. Ставки медсестер можно сократить окончательно. Правда, остается еще один аспект взаимодействия с медиками – прохождение обязательного медицинского осмотра сотрудниками детского сада. Но, это тоже решаемо, всем было сказано, что денег на это нет, медкнижку теперь «заполнить» можно в любом негосударственном медицинском центре. Платите деньги и получайте печати (без осмотра, кстати). Но это тема для отдельной заметки.

Следующее следствие этой «забывчивости» - увеличение количества детей в группах. Ведь норматив для массовой группы – 25 детей. А дети – деньги, их «головы или души» стоят денег. Но, на самом деле на детей с ОВЗ (ограничением возможностей здоровья) идет повышающий коэффициент субсидирования, поэтому то ли директора не умеют считать, то ли была дана команда свыше – разогнать всю эту «бесплатную халяву» и отправить родителей обслуживаться платно.

Думаю, что считать эти эффективные и не очень менеджеры от образования умеют, особенно то, что в случае неповиновения утечет из их карманов.
Но «вылечить всех детей одним махом» все-таки не получится, подозрительно 100 % результат получается. Необходимо создать видимость учета интереса детей, заодно и получить свой процент поддержки из «блатных».

Родителям дается информация о том, что будет проходить очередной плановый осмотр детей врачом-ортопедом и особо нуждающимся врач может быть даст направление на прохождение комиссии в поликлинике. Но комиссию в поликлинике пройдут только дети-инвалиды или дети с ОВЗ. Далее ОВЗ – ограничение возможностей здоровья расшифровывается как «то же самое, что и инвалид, только статуса этого нет, очень серьезные заболевания».

Начинается настоящее противостояние между родителями (в основном одной группы, которая получала максимальную информационную поддержку по данному вопросу) и администрациями дошкольного отделения гимназии и поликлиники. Родители, мило улыбаясь и ни в коем случае не выходя за рамки приличий, уверенно и очень настойчиво «просили» помощи и понимания у администрации детского сада, практически извинялись за свою осведомленность и юридическую подкованность.

К приходу врача – ортопеда была обеспечена максимальная явка детей. Стопкой лежали «добытые» медицинские карты. НО, врач, посмотрев детей, вздохнула и сказала, что всех направлять ей нельзя, слишком много, хотя необходимо продолжать  получать процедуры всем. Озвучила, что постарается выбрать самых «сложных», но и они все равно не получат заключение от медиков. Распоряжение главного врача поликлиники.

Через пару дней в группах появились списки «под роспись», в которых указывались дети, направленные на дальнейшее обследование в поликлинике и прилагался список врачей, которых надо пройти.
Удивительно, но почти во всех группах таких детей было 6 – 7 человек из 15 – 17. Более половины детей неожиданно «выздоровели». Но родители, ошеломленные таким поворотом событий, направились к администрации сада выяснять, почему же так получилось и что теперь делать остальным? Администрация в лице заведующей, старшего воспитателя по коррекционной работе развела руками и сказала, что они  ничем помочь не могут.

После этого состоялось генеральное и самое «бумагопролитное» сражение на полях Детской поликлиники № 141. После педагогическо-родительского «совета в раздевалке», решено было наступать всем вместе, не только тем, кто получил направление, но и тем, кто готов и самостоятельно направиться в комиссию при поликлинике.

В поликлинике были горячие дни. Список врачей, необходимых для прохождения комиссии постоянно менялся, электронная запись была сметена, в субботу был открыт дополнительный день для прохождения врачей. Первичный удар приняла на себя регистратура, но регистраторы быстро научились перенаправлять потоки.

Хуже всего пришлось главному врачу поликлиники, тем более, что она явно провоцировала недовольство, почему-то считая себя вправе отказывать в подписи заключения.

      Действия родителей:
1.     Пройти врачей вне зависимости от того, приписаны они к ним или нет. Получить запись о диагнозах, даже если врачи отказываются переписывать их из карты.
2.     Все документы должны быть оформлены всеми печатями, которые возможны в поликлинике. Диагнозы расписаны четко, понятно, без сокращений.
3.     Сдать на подпись заключение медицинской комиссии главному врачу, проконтролировать запись в журнале регистрации, получить номер входящего на своей копии.
4.     Копии всех справок, листов карты иметь при себе и не забывать напоминать всем врачам о том, что все скопировано.
5.     Во всех случаях отказа требовать отказ в письменном виде с указанием документа, на основании которого было отказано.
6.     Быть настойчивыми и спокойными, даже когда главный врач на твоих глазах рвет бумажки, вырывает их у тебя из рук, кричит или убегает из кабинета.
7.     Обязательно проверять наличие всех подписей и круглых печатей врачей на бланке, штампа поликлиники, треугольной печати.
8.     В заключении комиссии должны быть указаны диагнозы и быть фраза «нуждается в специальных условиях организации образовательного процесса». Форма заключения по ссылке http://dogm.mos.ru/upload/iblock/182/pr_dzdr_297_01.04.2013_r13.pdf
9.     Еще помогает звонок на горячую линию Министерства здравоохранения.

Далее, после того, как от врачей были добыты заключения, необходимо было доставить их в ЦМППК.

В связи с тем, что у всех детей уже были пройдены ранее МППК (медико-психолого-педагогические комиссии), имелись бланки, записываться на первичное прохождение комиссии на сайте необходимости не было. Тем более, что при наличии большого количества детей, нуждающихся в прохождении комиссии, не они должны приехать с родителями к комиссии, а она должна выехать к детям.

Для того, чтобы это случилось, официальный представитель организации готовит список детей по определенной форме, собирает документы на каждого ребенка из списка и едет в комиссию предоставлять документы. Далее должен быть согласован день проведения обследования детей на базе образовательного учреждения.

Родители из моей группы сдавали документы ответственному представителю администрации сада под роспись и предупреждали, что не приемлют отказ в приеме документов на комиссию в устной форме, только в письменном виде с указанием законов, на основании которых им отказывают в прохождении комиссии.

Дело в том, что старший воспитатель по коррекционной работе передавала информацию «от комиссии» о том, что с такими диагнозами, как у вас шансов пройти нет. При этом первое время не было никакого списка диагнозов, с которыми «есть шанс попасть на комиссию»! Даже не пройти, а просто добиться того, чтобы на ребенка посмотрели. Потом список появился в виде записей в блокноте, потом на обычном без печатей, указаний номеров приказов, законов, актов листочке А4.

Причем к этому моменту уже обратили внимание администрации, что кроме Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве”  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294786/#294786,
в котором указывается, что «осуществление бесплатной квалифицированной психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья (далее - коррекция ограничений возможностей здоровья) с момента их выявления независимо от степени выраженности (выделено мной) в соответствии с медицинским заключением и (или) заключением психолого-медико-педагогической комиссии;»
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294786/#ixzz3oBs4k2kz, больше никаких списков нет.

К сожалению, в группах, где воспитатели старательно поддерживали «политику начальства»,  огромное количество родителей, уже имевших на руках медицинское заключение, поверили на слово администрации сада, забрали обратно не принятое (или якобы не принятое) на комиссию заявление.

В моей группе все родители «прошли» на комиссию, но и это не явилось концом схватки. Назначили выездную комиссию на 6 мая, период между праздниками. Комиссия проводилась в виде мониторинга непосредственной образовательной деятельности. Родителей не пустили всех, но часть все равно настояла на своем. Что можно было увидеть на специально организованном «представлении» непонятно, но после того, как прошли мониторинги по всем группам, было выделено время на встречу с родителями  и их консультирование.

Во время консультирования родителям без объяснения, без возможности подумать давали заключение и говорили, что подписывайте, все у вас будет, у ваших детей. Так нескольким мамам «пропихнули» заключения, которые предписывают общеразвивающую программу. Знаете, как последний отстрел хоть нескольких…

Нет, все неплохо. В итоге количество детей в группе увеличилось пока на одного человека, медицинские услуги получают все, ставки логопеда, дефектолога сохранены. Конечно, мелкие пакости все равно делают детям, например, физиотерапию назначили всего 5м, но ведь нужно просто пойти к другому врачу и опять потребовать, повоевать. 

За время этого противостояния «система» увидела «зубки», поумерила аппетит, вспомнила о законах и наладила возможность «без кровопролития» получать детям  специальные условия организации образовательного процесса.

В другом детском саду района Митино с нуля открыли группу компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи.

Плохо то, что больше половины детей в дошкольном отделении «Митюша» ГБОУ гимназия № 1358 теперь не занимаются с логопедом, психологом, не получают медицинские услуги. Те дети, которые пришли в детский сад в этом году, практически все остались без медицинского обслуживания и без занятий, и только один сын воспитательницы выделяется из общего списка. У него есть все, и бесплатный массаж, и занятия со всеми специалистами. Ведь он же свой, блатной.

А те, другие дети - они чужие. От этих детей нет прибыли, нет дохода. Они чужие и ненужные этим якобы педагогам. Ведь воспитатели все знали, что делается в детском саду, все слышали, но многие предпочитали не слышать, не знать. А кто-то делал и специально, выслуживался перед Шерханом. И им все равно, этой нечисти, они продали и свою душу, продают души детей, здоровье детей.

Ведь эти маленькие девочки, у которых сейчас может начать прогрессировать их заболевание опорно-двигательного аппарата, может быть потом не смогут иметь детей, например. Как они будут жить? Кого винить? Не будут потом сниться их глаза?
Нет, эти «педагоги» не чувствуют, не задумываются, они строят планы, как прогулять премию, полученную ко Дню Учителя, выбирают тур на жаркий курорт…

А мы еще повоюем! Победа будет за нами!

P.S. Если вы нуждаетесь в коррекционном образовании нужно:
1. Пройти медицинскую комиссию в поликлинике по прикреплению.
2. Получить заключение.
3. Записаться на сайте на ЦМППК.
4. Получить заключение с фразой «нуждается в адаптивной образовательной программе».
5. До 31 августа (лучше весной) написать на имя руководителя образовательной организации заявление о том, что ваш ребенок нуждается в особых условиях организации образовательного процесса и просьбой открыть группу компенсирующего вида (группа комбинированного вида подразумевает включение ребенка в обычную массовую группу по возрасту).
Все ссылки на документы в тексте выше.
 

Кульчицкая Анна, РВС.

Регион: