2 марта в связи с зачитанным посланием президента Совету Федерации мэр Москвы Сергей Собянин изложил в своем блоге свое понимание перспектив развития образования в городе Москве.
Мэр заявил о том, что в решении ключевых задач образования «на все времена» Москве помогло структурное преобразование. По простому – «слияние» школ. Однако именно эта мера отмечается подавляющим большинством педагогов (в том числе и на сайте мэра, под обращением) как вредная или в лучшем случае бесполезная. Например, потому что нагрузка на учителя увеличилась.
Да, вместе с этим увеличилась и зарплата, поэтому чиновники надеялись, что не сокращенные учителя промолчат. Но не всё измеряется деньгами, а учителя говорят о том, что нагрузка в две ставки и более просто не совместима с качественным образованием. И тут каждый волен выбирать сам, кому верить: мэру с его отсылками к достижениям системы образования или учителям, которые судят на основе личного и коллективного опыта.
Несколько слов скажем и о системах оценки достижений. К сожалению, чиновники не указывают конкретных международных исследований, поэтому данный аспект придется оставить неосвещенным. А вот о ЕГЭ сказано прямо. И мы напомним читателю, что в один из первых годов проведения, ЕГЭ выявил неспособность школьников набрать такое количество баллов, которое соответствует «тройке». Для того чтобы это исправить… понизили уровень соответствия. С другой стороны, в 2012 году ЕГЭ разделили на три части.
При этом подавляющее число учителей и ученых указывает на крайнее снижение сложности основной части и такое повышение сложности специальной части, которое в современной школе можно освоить, лишь привлекая репетиторов. И это мы еще не говорим об уровне знаний по предметам «вне ЕГЭ». Об олимпиадах как коррупционных способах обойти даже такой, очень «гибкий» ЕГЭ недавно высказалась О. Васильева, и тут ни добавить, ни убавить. Хороши средства оценки результатов, ничего не скажешь!
Отдельно стоит вопрос о новых вызовах и стратегии развития образования. Что важна «абсолютная ценность каждого ребенка для каждой школы». Другие вновь ссылались на результаты ЕГЭ, сыпали штампами об «адекватности времени», повторяли то, что 28 февраля демонстрировалось на «клубе директоров», где «управленцев» учат новым стратегиям, словам и показывают красивые картинки. Это, в том числе «ПОТОК» и «РОСТ», – не более чем пышность, за которой скрывается пустота фраз и аббревиатур вокруг… возможности школьника пойти в кружок или секцию другой школы.
Хотя это может быть полезным нюансом: в связи с реорганизацией, специалистов на каждую школу не хватает. Правда, и желающих учиться тоже немного. Развитие всегда связано с преодолением себя, что обычно доступно состоявшимся личностям, но никак не детям. А ведь «стратеги» от образования право выбора «образовательной траектории» отдают детям.
Более внушительно звучали слова о «цифровой революции», с которой «не может справиться образование во всем мире». Какие конкретные задачи она ставит перед школой, толком не объясняет никто. Но автор, назвав эти «громкие слова», получил возможность обратить внимание на проект «Московская электронная школа». До сегодняшнего дня учителей искусственно стимулируют и принуждают к его наполнению, о чем идет речь на многих совещаниях департамента образования Москвы. Однако директор высказал надежду, что с его внедрением учителям не нужно будет проверять тетради и появится свободное время для творчества.
При этом вопрос о том, кто вместо учителей будет разрабатывать и актуализировать контент для МЭШ, директором не поднимался. Как не поднимались и действительно стратегические вопросы. Например, с чем связано беспрецедентное увеличение жестокости и агрессивности школьников, как медиа-технологии влияют на умственное и физическое развитие и здоровье детей, что делать с бичом учебного процесса – гаджетами, как отражается увеличение нагрузки учителя на качестве работы.
Всё это, по мнению «стратегов», просто не имеет места быть в качестве вызова времени.