Уже год Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) борется в Москве за сохранение уникального центра дополнительного образования «Созвездие» в Тропарёво-Никулино. В последнее время нам приходится участвовать в справедливой борьбе родителей за выживание всего комплекса «Школа на проспекте Вернадского», к которому приписали «Созвездие». Хотелось бы подвести итоги год длившейся коммуникации с директором «Школы на проспекте Вернадского». После того, как в 2017 году бывшим директором комплекса Беспаловой С.А. были уволены 17 педагогов детского творческого центра «Созвездие» родители начали активный протест разрушению имеющего 50-летнюю историю учреждения дополнительного образования.
Родителями и активистами общественной организации РВС за 2 недели были собраны более 1200 подписей жителей района и родителей детей, посещающих ДТЦ, против развала учреждения. Были проведены одиночные пикеты перед главным зданием комплекса с целью информирования общественности о происходящем в стенах любимого заведения. Написаны многочисленные обращения в Департамент Образования города Москвы (ДОГМ), мэру Собянину. Поданы жалобы в прокуратуру. Подписи переданы в приемную Президента РФ. В результате родительских протестов директора Беспалову С.А. уволили и на ее место Департаментом Образования был назначен новый молодой директор Котягин А.А.
Родители верили, что Котягин А.А. вернет уволенных педагогов, восстановит разрушенное Беспаловой и будет работать для развития дополнительного образования. Именно это он торжественно обещал сразу после своего назначения в ходе организованного ОНФ «круглого стола». Однако, уже первые шаги Котягина показали, что надежды родителей были преждевременными.
С первого же родительского собрания Котягин позорно сбежал, оставив отвечать на вопросы родителей хладнокровную Юрчикову – зама по дополнительному образованию, разрушавшую «Созвездие» и при Беспаловой. Юрчикова во всем ссылалась на Котягина и не смогла дать ни одного конкретного ответа родителям. Весь август и начало сентября Котягин всячески сопротивлялся возвращению уволенных педагогов в коллектив, озвучивая противоречивую информацию возмущенным родителям и недоумевающим педагогам.
Родителям он говорил, что по поводу восстановления на работы педагоги к нему якобы лично не обращались. Обратившимся лично педагогам он говорил, что они ему не нужны, их прежние заслуги-дипломы его не интересуют и платить он им готов лишь копейки. Так он протянул в неопределенности время и уволенные педагоги покинули «Созвездие» навсегда. Когда же родители снова поднялись в атаку, Котягин заявил, что ему нужно вработаться и он пока в дополнительном образовании не ориентируется.
Здесь напрашивается вопрос к ДОГМ: как можно было аттестовать бывшего завхоза на должность директора крупного комплекса? Или по мнению ДОГМ школа и образование состоят лишь из обеспечения?
Так вот Котягин показал своим примером, что ДОГМ сильно ошибается. Школа и образование — это не только беготня по конкурсам с собиранием мнимых «грибочков», как супер Марио из компьютерной игры. Это не только красивая болтовня и обещания. А это, в первую очередь, ежедневная рутинная работа с углублением в образовательный и воспитательный процесс.
Начал свое директорство Котягин с проведения недели толерантности в комплексе, на которой старшеклассникам был показан неоднозначный антисоветский фильм совсем уж неоднозначного режиссера-педофила Романа Полански «Пианист», в котором «благородный» немецкий офицер спасает еврея, а потом погибает в застенках советского лагеря для военнопленных.
«Инновационной» идеей чудо-директора стало создание в школе газеты на подобие «желтой прессы», поскольку, по мнению Котягина «другое детям читать неинтересно». А, может, самому Котягину другое читать неинтересно? Девочке, которая пришла брать интервью для газеты, Котягин предложил задавать вопросы, например, а есть ли у него любовница, а не спрашивать всякие скучные вещи, вроде, кем он хотел стать в детстве и т.д. При этом новоиспеченный директор не стесняясь рассказывает читателям внутришкольной газеты о том, что у него в аттестате было 13 троек и свою будущую профессию он выбрал, привязавшись к группе девушек, шедших поступать в педагогический ВУЗ.
Следующая котягинская инициатива состояла в размещении бильярдных столов в освободившихся кабинетах «Созвездия» после того, как были разогнаны педагоги и не восстановлены кружки. На возмущение родителей Котягин отвечал, что игра в бильярд развивает внимание, зрение и является спортом. А игрой злачных мест она не является? А спортивный покер на спортивное раздевание когда ожидать? Танцы на шесте тоже будут?
Получается, что бесплатный английский, вязание, валяние из шерсти, авиамоделирование Котягин заменил на бильярд и 3D-моделирование (доступного только учащимся «Школы на проспекте Вернадского»). Родители обратились в ДОГМ, описали происходящее и Котягин предложил организовать рабочую группу по дополнительному образованию, в состав которой войдут педагоги «Созвездия» и представители родительской общественности. Опять родители проявили активность, вступили в группу и посещали заседания в течение полугода.
К сожалению, Котягин даже не смог внятно назвать цели и задачи дополнительного образования. Требования родителей состояли в следующем: восстановить в полном объеме все бесплатные кружки и секции, как было до присоединения «Созвездия» к школьному комплексу; возвращение заслуженных педагогов; создание благоприятных условий для работы педагогов; регулярные выплаты стимулирующих педагогам, в том числе стимулирование за проведение внутренних мероприятий и ведение бюджетных часов.
Интересно то, что стимулирующие выплаты для педагогов «Созвездия» отсутствуют просто потому, что в школе нет отдельного положения по стимулирующим для работников дополнительного образования. Новое положение о стимулирующих, в течение 9 встреч обсуждаемое на рабочей группе, так и не было принято.
На жалобы родителей в ДОГМ Бегичева Ш.М., советник отдела инспектирования образовательных организаций ЗАО, ответила, что стимулирующие регулярно выплачиваются. Однако, как минимум 7 заслуженных педагогов со званиями и стажем по их собственным словам не получали в течение года стимулирующих выплат ВООБЩЕ. На сайте школы указаны средние зарплаты педагогов около 60 тысяч, но педагоги допобразования получают максимум двадцать. И 99% из них не получают стимулирующие.
А Бегичева нагло врет! Получается, если хотя бы 1 педагог получает стимулирующие, то значит можно утверждать, что выплаты ведутся? Так что же это за директор, который не ценит свой педагогический коллектив и держит его на голом окладе? Если с целью разогнать коллектив, то понятно. Также Бегичева спокойно отвечает родителям, что «уволено 30 ПЕДАГОГОВ, а взято на работу 14 СОТРУДНИКОВ». То есть, ДОГМ этот факт считает нормальным и оправдывает поведение Котягина по дальнейшему добиванию «Созвездия»?
Всего прошло 9 рабочих встреч, каждая из них длилась от 2-х до 3-х часов. Давайте внимательно вдумаемся: откуда у директора школы, недавно вступившего на пост, столько свободного времени? С учетом того, что эти встречи решительно НИЧЕГО не принесли для восстановления разрушенного коллектива педагогов и кружков. Котягин находится явно не на своем месте, его профессиональные качества под большим вопросом. При желании за это время можно было бы столько сделать и улучшить! Но все выглядит как профанация взаимодействия с родителями. Просиживать штаны и отчитываться о встрече с родителями — это ведь не значит что-то действительно делать! Это называется в народе ППР: посидели, потрындели и разошлись.
С сентября 2018 «Созвездие» потеряло еще 3-х квалифицированных кадра: педагога фортепиано Купавцеву, педагога математики Иванову и педагога ИЗО Орлова. Восстановить концертмейстеров родители выпрашивали целый год. Костюмера так и не восстановили, в костюмерной и по сей день царит хаос. Попытки родителей перейти наконец от слов к делу были резко пресечены Котягиным.
Родителями было предложено провести опрос среди учащихся комплекса с целью выяснить самые востребованные направления и кружки. Котягин исключил из анкеты вопросы про важность платности и бесплатности кружков и провел опрос в школьном комплексе, который потом сам же объявил несостоявшимся, т.к. якобы было мало заполнено анкет.
Он сказал, что если родители проведут опрос сами, то его результаты возможно будут учтены администрацией, а возможно и нет. Следующая инициатива родителей была связана с тем, чтобы провести анонимный опрос среди педагогов об их условиях работы и узнать, что, по их мнению, можно улучшить. Котягин долго доказывал на рабочих встречах, что педагоги просто ленивые и не хотят работать, поэтому и получают мало. А педагоги в разговорах с родителями жаловались на мизерные зарплаты и отсутствие стимулирующих выплат.
Котягину пришлось согласиться на опрос, о чем было сказано вслух в присутствии всей рабочей группы в составе восьми человек. Расчет был на то, что сделано ничего не будет и в лицо врать — это способ Котягина «договариваться» с родителями. Родители подготовили анкету и попросили Т.И.Купавцеву, педагога фортепиано, распространить ее среди педагогов. Однако, раздача анкет была немедленно прекращена по устному распоряжению Котягина и Татьяна Ивановна получила выговор за превышение полномочий.
После этого по инициативе Котягина рабочая группа была распущена. На судебном разбирательстве по вынесению несправедливого выговора представитель Котягина заявила суду, что поскольку не было никаких уставных документов, то никакой рабочей группы вовсе и не было. То есть более 28 часов родительского времени не считаются?! Однако, цитата из ответа Департамента Образования на обращение родителей под номером 147245 свидетельствует об обратном:
Так зачем же так нагло врет господин Котягин? Зачем он «награждает» выговором педагога, которая налаживает настоящую коммуникацию с родителями, в отличие от самого Котягина?
Параллельно с «Созвездием» Котягин активно взялся за разрушение присоединенной к комплексу начальной школы 1723. Его беспокоит тот факт, что много детей из комплекса покидают школу после 4-го класса. И вместо того, чтобы повышать уровень образования в средней школе и бороться с гигантским оттоком детей, Котягин решил, по-видимому, снизить уровень началки, чтобы дети не поступили в сильные школы и остались в его комплексе. Иначе, как объяснить внезапное увольнение по собственному желанию 14 сильных учителей, замену программы по математике на более слабую?
А может, это просто разрушение самой школы? Ведь кому нужна школа без внутренних мероприятий? Котягин уволил всех педагогов-организаторов и упразднил ставку. Кому нужна школа без линеек на 1 сентября и выпускных? Кому нужна школа с плохим снабжением элементарными школьными принадлежностями после выпущенного Котягиным с сентября 2018 года приказе о запрете родителям покупать необходимое?
Кому нужна школа, в которой на хорошую зарплату берется фотограф и несколько сисадминов, директор и замы получают гигантские зарплаты, а педагоги допобразования выживают на копейки и увольняются пачками? Кому нужна школа, в которой директор не может сохранить годами успешно работавший коллектив учителей и педагогов допобразования и заменяет их любыми молодыми «специалистками» без стажа и заслуг? Кому нужна школа, в которой отток детей, как во времена вселенского потопа, из которой в среднюю школу переходит в 2 раза меньше детей, чем училось в начальной?
Как возможно такое, если родители пишут бесконечные письма в ДОгМ о происходящем уничтожении Котягиным школы и ЦДТ? Непрофессионалы в роли директоров школ, плавный перевод бюджетных кружков на внебюджет, недооплаченные, заваленные работой учителя и педагоги, единоличное распределение стимулирующего фонда директорами-самодурами, текучка кадров — вот признаки «инновационной» политики И.Калины.
Взаимодействие Котягина с родителями — это профанация и пускание пыли в глаза при продолжающемся уничтожении качественного и доступного образования. Реформа ДОГМ по сливанию учебных заведений в огромные комплексы и назначение их директорами непрофессионалов и вредителей — это очевидное варварство и добивание когда-то одного из лучших в мире образований.
Елена Рудинская, РВС.