Для распространения ювенальных практик законодательные изменения имеют огромное значение. Дело в том, что действующий закон разрешает немедленное отобрание ребёнка только в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровью. А лишение родительских прав возможно исключительно через суд. Поэтому сейчас в случае отобрания ребёнка без должных на то оснований родители могут вернуть его после судебного разбирательства. И, хотя в таких случаях пребывание в приюте наносит ребёнку стопроцентную психическую травму, у него есть шанс вернуться домой.
Свои намерения узаконить уже практикуемые кое-где ювенальные методы чиновники декларируют открыто. Вот цитата с сайта городской администрации города Бердска в Новосибирской области:
«В России для родителей наступило время вседозволенности: от детей можно отказаться, детей можно бить и даже убивать. Детей можно не кормить, морить голодом. Очень лояльное российское законодательство сегодня не имеет действенных рычагов воздействия на родителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей».
Итак, действующее российское законодательство не устраивает ревнителей ювенального подхода. Однако в нём жёстко прописаны и ответственность, и обязанности родителей по отношению к детям. Например, Статья 69 Семейного кодекса РФ гласит:
«Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей ... ; отказываются ... взять своего ребенка из родильного дома...; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними...; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей...».
В целом, нынешнее законодательство хорошо защищает детей от плохих родителей в случае, если государство должным образом исполняет свои обязательства. Тогда в какую сторону планируются изменения?
1. Размывание юридического понятия «семьи, находящейся в социально опасном положении». Указания на опасность для жизни и здоровья ребёнка пытаются дополнить размытыми формулировками со ссылкой на «нормальные условия» воспитания.
2. Введение внесудебного контроля над семьёй при отсутствии оснований для лишения родительских прав. Это даёт возможность резко расширить круг семей, которые подлежат контролю и санкциям.
3. С другой стороны, помощь семье планируется передать в ведение негосударственных общественных организаций, фондов и НКО различного происхождения. Но ответственности за «социальное поле деятельности» НКО нести не могут — ни законодательно, ни по своим реальным возможностям. А значит, данный шаг просто снимет ответственность с государственных служб.
В течение 2012 года в Госдуме РФ пытались принять законопроекты ФЗ №42197-6 «О социальном патронате» и ФЗ № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Против их принятия движением «Суть времени» с июня 2012 г. было собрано четверть миллиона реальных подписей граждан России. В результате законопроекты были остановлены, а мобилизация общественных сил привела к созданию Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС).
Ювенальный подход реализуется и в других законопроектах. Так, 20 марта 2013 г. Госдума РФ в двух чтениях рассмотрела проект закона № 151763-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних». В законопроекте есть признаки того, что семья признаётся источником опасности для ребёнка. Анализ подобных инициатив становится насущной необходимостью для общественных сил.
Изменения «сверху», возмущающие общество, обычно продвигаются от имени структур, которые якобы представляют и общество, и родителей, и матерей. Это — Общественная палата РФ, Союз женщин России, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и другие организации.
Есть формулировки-маркёры, позволяющие распознать в том или ином документе, проекте, законе признаки ювенального подхода:
«раннее выявление семей, находящихся в кризисной ситуации»;
«семьи группы риска» или «семьи в социально опасном положении»;
«система межведомственного взаимодействия, оперативного реагирования на раннее семейное неблагополучие».
Во многих документах и регламентах «заявительный» принцип решения проблем заменяется «выявительным»: ставится задача выявить семьи с «ранним неблагополучием» с целью «помощи». Но под «помощью» имеются в виду контрольные, надзорные и карательные меры.
Импорт ювенальных технологий
В последние годы в Европе появляется всё больше тревожных сигналов о том, что ювенальная система и основополагающие принципы, на которых она основана, — разрушительны для семьи и общества.
Франция
Система ювенальной юстиции Франции работает с 1948 года. Накануне реформы системы правосудия под ЕС во Франции двум высокопоставленным чиновникам — Генеральному инспектору социальных служб Пьеру Навесу и Инспектору юридической службы Бруно Катала — поручили расследовать состояние дел в сфере защиты детства. В июне 2000 года они опубликовали свой отчёт.
В отчёте указано, что семьи, откуда изымают детей, боятся этой процедуры и считают её глубоко несправедливой. Ведь дети — это «единственное богатство беднейших», а изъятие, как правило, навсегда разрушает семью. Страх порождает ответное насилие уже по отношению к работникам социальной сферы, воспитателям и судьям. Институт социальной помощи детям в народе называют «институтом воровства детей».
В 2007 году Пьер Навес по 2-му каналу Французского телевидения, после общения с очередными родителями, разлучёнными со своими детьми, подтверждает данные Ассоциации помощи родителям: половину изъятых детей можно было бы и не отбирать у семей!
Генеральный инспектор Пьер Навес. Интервью 2012 г.
Проходит пять лет, и в 2012 году Пьер Навес вновь повторяет свои слова. Однако, несмотря на то что его высказывание получило широкую огласку, ничего не изменилось. За 2011 г. у французских родителей отобрано 150 тыс. детей.
Грубые оценки на основе открытых данных показывают, что за 18 лет во Франции было изъято около 2,5 млн. детей. Полное число детей во Франции — около 14 миллионов человек (данные 2009 г.). Получается, что на сегодняшний день каждый седьмой французский ребёнок — изъят у родных родителей. Половина из них, по оценке инспектора Пьера Навеса, — без необходимости.