11 марта 2015 года в Общественной палате Свердловской области состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание». Законопроектом предлагается установить дополнительный механизм устройства детей-сирот в семью, при котором дети могут быть переданы на возмездную опеку, а к опекунам – социальным воспитателям будут применяться правила трудового законодательства.
Вводимое законопроектом социальное воспитание» представлено как форма «семейного устройства» детей. Таким образом, переданный на «социальное воспитание» ребенок будет считаться обеспеченным семейным устройством, не будет включаться в число детей, которых смогут взять на воспитание усыновители или настоящие, а не «профессиональные» приемные семьи. Передача ребенка на «социальное воспитание» может повлечь за собой невозможность последующего его усыновления или взятия его под опеку его родственниками, а также затруднить возвращение ребенка в родную семью даже при наличии такой возможности.
Введение такой системы создает объективную экономическую потребность в поддержании потока детей, лишающихся попечения родителей и передаваемых на воспитание в подобные «профессиональные семьи». Фактически, можно говорить в этом случае о формировании своеобразного особого «рынка» детей, лишившихся попечения родителей, где дети выступают в качестве своего рода «сырьевого ресурса». Следствием этого является появление на практике специфических видов безнравственной «предпринимательской» деятельности на этом «рынке», имеющих как формально легальный, так и незаконный (в том числе коррупционный) характер.