А вы помните, вас учили этому в детстве?
Что делает воспитатель? Воспитывает. А что же такое воспитание? В данной заметке я хочу поговорить о нравственном воспитании.
1. Нравственное воспитание [по определению Козловой С.А. и Куликовой Т.А.] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям всего человечества и конкретного общества (полный текст Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика стр. 103 ).
2. Моральные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
3. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения или, говоря проще, правил поведения. Каждый человек осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из моральных правил, которые наиболее подходят для него.
Но есть система общепризнанных нравственных правил (регулятивов), обязательных и признанных всеми в обществе. Это нормы морали.
4. А что же побуждает человека соблюдать эти правила, вести себя в соответствии с нравственными принципами?
- Сила обычая (веду себя как все, «по обычаю», все так делают).
(Хотя на самом деле не обычаи определяют нравственные принципы, а наоборот, нравственные принципы реализуются в обычаях.)
- Общественное мнение, которое действует или методом поощрения (похвала, одобрение и т.д.) или наказания (критика, неприятие, отказ от общения и т.д.).
- Саморегуляция - изученные внешние правила, нормы, нравственные правила принимаются человеком и становятся его внутренними принципами, определяющими «что такое хорошо и что такое плохо».
От теории обратим взгляд к практике. Вернемся к детям, в мой любимый детский сад.
Я помню, что в детстве мне рассказывали о любови к Родине, уважении к старшим, о подлости, о героизме, о добре и т.д.
Но я не помню, чтобы в детстве меня учили взрослые, как надо честно и открыто шалить, я не помню, чтобы кто-то из взрослых рассказывал мне, что надо кричать «шухер», когда в дверях появляется «воспиталка».
Я же постоянно оказываюсь в ситуации, когда приходится учить детей взаимодействовать «против» меня, воспитательницы. Абсурд? Начало тихого часа. Дети уже пообедали, кто-то раздевается на стульчике в группе, кто-то бредет по «ортопедической дорожке» в спальню. Особо активные шустрики уже умяли первое, второе, компот, хлеб и компот соседа (шутка), прополоскали рот, пописали, промчались по дорожке пару раз, потом пару раз в обратную сторону, легли, вскочили, перепрыгнули «шипастую тропу» и наконец-таки дождались напоминания воспитателя, что в спальне мы спим, а не разговариваем, и уж тем более не прыгаем.
Я как воспитатель отлично понимаю, что сейчас для детей началось «самое интересное». Это же классно, пока «Михална» там тарелки няне подает и медленных подгоняет, можно и песенку спеть, и одеяло поподкидывать, и с соседкой потолкаться. Ощущение того, что делаешь что-то наперекор правилам, делает эти действия сладкими и самыми приятными. В рамках разумного, конечно. Ведь все знают, что как только последний ребенок зайдет в спальню, придется угомониться и выполнять правила, против которых особо ничего и не имеешь. Но эти "самые интересные" моменты очень важны и ценны, потому что дети учатся быть смелыми, непокорными.
Но дети есть дети, и часто они заигрываются и надо их остановить. Правила нерушимы – нельзя шуметь в спальне после «отбоя», значит нельзя. И точка. Слышу, поет песню моя красавица Катерина. Хорошо так поет, с чувством, под одеялом. Лампы под потолком потрескивают от силы голоса. Красота! Захожу в спальню и спокойно иду к оперной диве.
Рядом лежит ее подружка. Она тоже подпевала, но без одеяла на голове, поэтому мое приближение она видит еще издалека, даже до входа в спальню. Лежит, смотрит на меня красивыми карими глазами, приличная такая, почти спит наяву и даже не пытается остановить свою подружку. Не толкнуть в бок, не выпалить «воспиталка идет». Знает, что буду «ругать» ее соседку, и молчит.
Думаете специально? Из вредности? Думаете, это подлость? Нет! Она просто не знает, что надо предупредить товарища. Она не знает, не чувствует интуитивно, что прежде всего – товарищество, чувство локтя, дружба, поддержка и умение разделить наказание на двоих, чтобы подруге досталось меньше. И в итоге для этой кареглазой красавицы становится открытием то, что ее поступок действительно возмутительный, ужасный, действительно ПРОСТУПОК. А оперная певица отделывается легким замечанием.
И такие случаи не единичны. Получается, что в наборе нравственных правил (регулятивов), которые дети осознанно или неосознанно выбирают в пространстве культуры, нет правил, учащих ставить общественное выше личного.
Над этим нам всем стоит работать и работать!
Анна Кульчицкая, РВС.