Законопроект, предлагающий ввести обязательные выпускные экзамены по программам среднего общего образования, 26 мая зарегистрирован в Государственной думе. Инициатором стали карельские депутаты. Обоснованием служит довод, что в условиях, когда от выпускника одиннадцатого класса государство требует уровень знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится не обязательно. Выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников. По мнению карельских депутатов, такое положение происходит из-за того, что качество обучения в различных школах различается в десятки раз, а основная масса выпускников все равно должна быть аттестована. В этих условиях уровень ЕГЭ для аттестации неизбежно снижается.
ЕГЭ по русскому и математике планируют сделать добровольными, как и остальные вступительные ЕГЭ. А государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования, в соответствии с законопроектом, предлагается сделать в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Порядок проведения экзамена предстоит разработать. В пояснительной записке депутаты предлагают проводить экзамен по русскому языку в форме сочинения, предоставив школам право оценивать его самостоятельно, а по математике – в виде выпускной контрольной работы на основе материалов 10-11 класса (нескольких уровней сложности).
Депутаты считают, что восстановление обязательных ГВЭ не должно быть одномоментным. Предлагается поэтапное введение – первые два года только в тех школах, которые к этому готовы. Вступительную функцию единых государственных экзаменов законопроект не затрагивает, ЕГЭ предлагается оставить вступительными испытаниями в высшие учебные заведения.
Напомним, что итоговое сочинение при окончании средней школы уже предусмотрено законодательством. Сочинение, которое школьники пишут в декабре последнего года обучения, оценивается как «зачет» или «незачет» и является допуском к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Обязательным является ЕГЭ по математике и русскому языку, остальные ЕГЭ сдаются добровольно по выбору. ГВЭ в настоящее время применяется для аттестации лишь отдельных категорий обучающихся – например, для детей-инвалидов.
Педагоги уже давно высказывают претензии к ЕГЭ как фактору понижения качества образования. Попытки отмены ЕГЭ были предприняты не раз. Например, в мае 2014 года был отклонен законопроект, предполагавший отмену ЕГЭ для учащихся, которые не собирались поступать в вуз. А 26 января 2016 года на сайте Госдумы зарегистрирован законопроект (дата рассмотрения еще не определена), предполагающий отмену форма ЕГЭ и для итоговой аттестации, и для вступительных испытаний в вуз.