Ударом по исторической памяти народа назвала решение властей г. Обнинска Калужской обл. об установке памятника Георгию Жукову в унтер-офицерском мундире царской армии российский историк, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Елена Сенявская 19 июня в комментарии ИА Красная Весна.
«Если памятник устанавливается в значимом и общедоступном месте города или иного населенного пункта, то это, все же, большая публичность. И здесь, в отличие от музейной экспозиции, отсылки к какому-то отдельному и не очень значительному этапу биографии исторической личности неуместны с точки зрения психологии восприятия людей. Они даже могут оказаться несовместимы со сложившимися в сознании образами, которые уже существуют в исторической памяти», — заявила Сенявская.
Как специалист по исторической психологии Сенявская упомянула о важности восприятия монументов, посвященных историческим личностям:
«Когда устанавливается памятник выдающемуся человеку, то, обычно, устанавливается в связи с тем периодом жизни, когда он достиг наибольших высот, наибольшей известности. Собственно, именно таким, каким он и остался в памяти народа. Обращаться к раннему периоду жизни — детству, ученичеству, каким-то еще моментам биографии героя — это не для монументальной скульптуры, а для местных и локальных музеев, связанных именно с этим периодом его жизни».
В заключении Сенявская напомнила, что, когда Жуков был унтер-офицером, то он являлся всего лишь одним из миллионов, а маршал Победы Жуков — единственный: «Мы помним не унтер-офицера Жукова, а маршала Победы — Георгия Победоносца».
Читать также: "ПОЗОРге"? Глумление над историей накануне Дня Победы – на "Первом"
Ранее власти Обнинска объявили о намерении установить памятник маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, изображающий военачальника в форме унтер-офицера царской армии. Решение было принято без согласования с жителями города, что вызвало неодобрение у жителей.
Историк Владимир Литвиненко назвал установку памятника Жукову в форме унтер-офицера царской армии «не лучшей идеей».