Новый закон об обязательном досудебном возврате долгов, востребовать которые смогут не только судебные приставы, коллекторы, но и сами кредитные организации, разработал Минюст РФ. 19 сентября об этом сообщает «Коммерсант».
Минюстом совместно с ФССП разработан закон «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». В соответствии с намеченным планом, он должен заменить закон о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ). Новый законопроект должен быть доработан и внесен на рассмотрение правительства до конца текущего года.
По новому закону взыскатель долга сможет обратиться в суд только после того, как должник в течение 30 дней не погасит задолженность.
Такое обновление предполагает «снизить нагрузку на судебные органы и ФССП» и «установит дополнительные гарантии прав» физических лиц.
По существующему законодательству кредитор может потребовать возврата долга в судебном порядке с любого дня просрочки.
В соответствии с новым законом, в реестр ФСПП включаются, помимо коллекторов, любые организации, занимающиеся возвратом просроченной задолженности: банки, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по сбору твердых коммунальных отходов.
Присутствие в реестре даст им возможность встречаться и звонить должнику, посылать ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». На сегодня должнику можно лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».
Организации должны будут обеспечить ведение и хранение не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, застраховать свою ответственность за причинение убытков должнику (годовое покрытие — не менее 10 млн руб.).
Участники рынка полагают требование о включении всех взыскателей в реестр нецелесообразным.
«Сегодня надзор за соблюдением банками закона о взыскании долгов находится в компетенции ЦБ, введение нового реестра и регулирование со стороны ФССП создаст фактически дублирование функций», — отмечает президент АРБ Гарегин Тосунян.
Как считает гендиректор агенства ЭОС Антон Дмитраков, для сокращения расходов и риска административной ответственности организации будут отказываться от внутренних служб взыскания в пользу профессиональных коллекторов, и «рост рынка агентского взыскания может составить до 50% уже в 2020 году». По итогам 2019 года его объем будет около 640 млрд рублей, предполагает он.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева считает, что новый закон не будет эффективной защитой физических лиц: «Реестр вырастет в разы только за счет управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, которых в стране тысячи. Нет уверенности, что регулятору хватит мощностей, чтобы осуществить надзор за всеми, если даже сейчас их не хватает для взыскания по исполнительным листам».
По ее словам, предлагаемый новый порядок работы с задолженностью затянет процедуру взыскания и проценты по долгу будут копиться, что осложнит жизнь должника.
Читайте также: Как можно пенсионера оставить полностью без средств к существованию
Напомним, как сообщает Минюст, проект нового нормативного регулирования прошел обсуждение и «принято решение дальнейшую работу осуществлять в рамках рабочей группы по реализации механизма „регуляторной гильотины“».