Международная исследовательская организация McKinsey Global Institute изучила, что произойдет с рабочими местами к 2030 году при разных вариантах развития событий. Результаты исследования были опубликованы в отчете от ноября 2017 года «Рабочие места потерянные и приобретенные: перемещение рабочей силы во эпоху автоматизации».
Результаты исследования представляют собой довольно пеструю мозаику по странам и отраслям. Но некоторые генеральные тенденции в ней прослеживаются. Например, авторы говорят, что масштабы грядущих изменений могут превзойти потрясения индустриальной революции.
«Наш ключевой вывод заключается в том, что, хотя в большинстве сценариев рабочих мест может хватить для поддержания полной занятости до 2030 года, переходные процессы будут очень сложными — совпадающими или даже превосходящими масштабы ухода рабочей силы из сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, которые мы наблюдали в прошлом»,— оценили перспективы мирового рынка труда аналитики McKinsey.
Исследователи считают, что исходя из ситуации на 2017 год принципиально возможно автоматизировать порядка 50% рабочих процедур. При этом полностью заменить автоматикой можно только примерно 5% профессий, что, казалось бы, не так много. Но еще где-то у 60% профессий можно автоматизировать примерно треть рабочих задач, что означает для них как сокращения, так и значительную смену формата деятельности.
«Автоматизация и искусственный интеллект повысят производительность и вызовут экономический рост, но миллионам людей во всем мире, возможно, потребуется сменить профессию или повысить квалификацию», — делают выводы составители отчета.
По оценке исследователей во всем мире к 2030 году могут быть автоматизированы, в зависимости от скорости внедрения автоматики, от менее одного до 30% всех рабочих часов, то есть при самом жестком сценарии речь пойдет о 0,8 млрд работников на полную занятость. Авторы взяли среднее значение в 15% и провели расчеты возможных изменений в зависимости от страны, от профессии и сектора экономики.
При этом исследователи взяли за единицу эквивалент работника с полной занятостью (full-time equivalent (FTE). По России подробный анализ не производился, но общую среднюю цифру посчитали — 11,3 млн эквивалентов FTE. Для сравнения в Китае – почти в 10 раз больше, а в США потери могут составить 38,6 млн FTE. При этом ученые подчёркивают, что при желании правительства обеих ведущих экономик мира смогут скомпенсировать эти потери, а в случае Китая даже возможна нехватка рабочей силы.
Что же автоматизируют в первую очередь? Институт подошел к классификации профессий несколько непривычным образом и наиболее автоматизируемой назвал физическую деятельность в предсказуемых условиях, в том числе эксплуатацию оборудования и приготовление фастфуда.
Две другие категории деятельности, которые машины выполняют лучше и быстрее — это сбор и обработка данных. Здесь работу могут потерять очень многие — банковские работники, помощники юриста, бухгалтеры. Однако авторы успокаивают, что с автоматизацией некоторых задач занятость в этих профессиях может и не снизиться, правда работникам придется выполнять новые задачи, и, вероятно, сильно переучиваться.
Меньшее влияние автоматизация окажет, по мнению исследователей, на рабочие места, связанные с управлением людьми и социальными взаимодействиями, «где машины пока не могут соответствовать производительности человека». Плохо автоматизируется садоводство, сантехническое обслуживание, уход за детьми и пожилыми людьми. Учитывая в среднем невысокие зарплаты в этом секторе, работодателям дешевле и проще заплатить людям.
Подробно по 11 профессиональным сферам в отчете рассмотрены предполагаемые изменения в шести странах: Китае, Германии, Индии, Японии, Мексике и США. Любопытно, что наиболее взрывной рост в автоматизации всех основных сфер человеческой деятельности аналитики ожидают в Индии, особенно среди учителей, а вот в Японии в большинстве из них предполагается даже падение, причем самое значительное – в административной офисной работе и почему-то в сфере физической деятельности в предсказуемых условиях, что как-то не сочетается с общими выводами. Выглядит как будто Япония уже автоматизировала всё быстрее всех и сейчас идет обратный процесс.
Авторы подчеркивают, что во всех странах, для которых они построили модели, автоматизация может вызвать неблагоприятные социально-экономические последствия, но успокаивают, что, если быстро, в течение года, переучивать и трудоустраивать потерявших работу людей, можно избежать значительного роста безработицы и даже добиться экономического роста и общего роста зарплат.
При этом они признают, что в результате происходящих изменений разрыв между зарплатами увеличится, сравнительная значимость разных профессий поменяется и возрастет ценность образования, поскольку быстро переучиваться придется очень большому числу людей. Об этом в следующем материале.