Для чего ВШЭ пытается поставить телегу цифровизации впереди лошади качественного образования?


Результаты исследования уровня цифровых навыков российских школьников показали низкий уровень их информационно-коммуникационной компетентности. Об этом 12 мая сообщает Институт образования Высшей школы экономики (ВШЭ).

Сообщается, что в исследовании приняли участие около 30 тысяч девятиклассников из 21 региона России. Исследователи хотели оценить способность школьников работать с информацией, решать учебные задачи, а также проблемы, которые могли бы у них возникнуть вне школы.

Мониторинг цифровых компетенций школьников проводили с помощью ICL-теста, который был разработан в Институте образования ВШЭ. Он представляет из себя компьютерный тест с 16 заданиями сценарного типа, 13 из которых являются простыми, 2 - средней сложности и одно сложное. На решение этих тестов школьникам отводится 2 академических часа.

Исследование показало, что ИК-компетенции развиты недостаточно у 54,6% школьников. Их них у 19,3% школьников ИК-компетенции почти не сформированы. «Они не способны корректно формулировать стоящие перед ними проблемы, искать и организовывать необходимую информацию, делать на ее основе аргументированные выводы», – отмечают авторы исследования.

Авторы исследования отмечают, что оснащение школ цифровыми технологиями не решает само по себе проблемы с низкими ИК-компетенциями школьников. 
Они отмечают, что уровень цифровой компетенции выше у тех учеников, родители которых имеют более высокий уровень образования, у кого имеются смартфоны, а также у тех, кто больше времени уделяет чтению книг. Эксперты считают, что подобное оценивание цифровых компетенций учащихся должно стать составной частью повседневной работы школы для улучшения уровня этих компетенций и  предлагают активизировать работу по цифровому обновлению общего образования.

Комментарий РВС

Тест Института образования, разработка которого, к слову, осуществлялась при поддержке Международного банка реконструкции и развития, основан на семи составляющих, по которым оценивается цифровая компетенция учащихся. Учащийся в ходе решения теста должен продемонстрировать умение корректно формулировать проблему, умение определять необходимые источники и классифицировать полученные сведения, вычленять в них главное, сравнивать с информацией из других источников, уметь оценивать полученную информацию и использовать ее для решения конкретной задачи.

Если присмотреться, то весь этот перечень компетенций ничем не отличается от всего того, чему ученика учит любая школа. В школе учеников также учат решать достаточно сложные задачи, для нахождения ответа на которые ученик использует полученные ранее сведения, заученные правила, формулы и теоремы.

Таким образом, проблематизация цифровых компетенций учащихся, их гиперболизация, напоминает известную поговорку про телегу, которую ставят впереди лошади. Для чего нужно учащимся обладать цифровыми навыками? Разве что для того, чтобы отыскать материал, самостоятельно набрать реферат или научный доклад, красиво его оформить. Но для этого не нужно обладать какими-то чрезмерными цифровыми компетенциями. И напротив, для решения разноплановых (а не только узких и цифровых) задач, ученик должен постигать всю сложность преподаваемых ему предметов. Твердо усвоив их, он будет способен, при необходимости, решать и цифровые задачи. 

Поэтому цифровизаторский алармизм ВШЭ выглядит и надуманным, и зловредным, потому что помимо уже давно известных недостатков цифровизации (низкий уровень успеваемости, плохое усваивание материалов, вред здоровью), исследователи предлагают больше внимания уделять наращиванию вторичных навыков, отнимая драгоценные школьные часы, необходимые для получения качественного образования.