Герард Терборх (тер Борх). Женщина пишет письмо. 1655
Использование искусственного интеллекта (ИИ) при выполнении школьниками домашнего задания будет становится всё более серьезной проблемой, сообщает учитель шведского языка и аспирант в Гетебргском университете Эрик Винеро 13 июня в статье, опубликованной в газете Göteborgs-Posten.
Как подчеркивает автор, технологии зашли так далеко, что студенты могут попросить службу искусственного интеллекта написать научно-фантастический рассказ или эссе за несколько секунд. По мнению Винеро, это затрудняет проверку знаний учащегося, а использование ИИ для выполнения заданий помешает студентам учиться думать.
Педагог указывает, что несамостоятельное выполнение заданий всегда было проблемой для школы. При выполнении домашних заданий велик риск, что ученик спишет с кого-нибудь или его текст напишет кто-либо другой. По словам Винеро, во время пандемии школа была вынуждена полностью перейти на дистанционное обучение, в связи с чем случаи списывания стали происходить много чаще.
«Сами старшеклассники утверждают, что на дистанционных экзаменах легче списывать. Согласно ежегодному опросу „Шведы и Интернет“, двое из трех старшеклассников сообщили, что списывать на цифровых тестах легче», — сообщает Винеро.
Автор отмечает, что такая же тенденция наблюдается в высшем образовании. По оценкам Стокгольмского университета, во время пандемии мошенничество увеличилось более чем на 70%, соответствующий показатель в Линчёпингском университете составляет 50%. В Каролинском институте говорят о том, что число списываний увеличилось втрое.
Винеро указывает, что дополнительной проблемой стал искусственный интеллект, поскольку в интернете уже есть бесплатные сервисы, которые могут генерировать практически любой текст поразительного качества. В качестве примера педагог рассказал о своем эксперименте.
Так, Винеро попросил ИИ написать дискуссионную статью на шведском языке о том, как искусственный интеллект увеличивает риск списывания в школе. ИИ составил текст, который, скорее всего, невозможно отличить от написанного человеком. У статьи были некоторые лингвистические недостатки, но самое важно было то, что в ней упоминалось исследование, якобы проведенное в 2018 году и которого в реальности не существует.
«ИИ здесь совершенно беззастенчиво сгенерировал правдоподобную ложь. То, что ИИ может фабриковать такую информацию таким образом, одновременно интересно и тревожно», — пишет Винеро.
Винеро указывал, что искусственный интеллект практически убил возможность давать задания ученикам на дом с целью проверить знания ученика. С задачами, которые ученики считали обычно сложными, ИИ справился относительно хорошо. «Если бы студент отправил мне сгенерированный текст, я бы не обнаружил, что текст поддельный», — подчеркивает педагог.
По мнению Винеро, важно задуматься о том, какова на самом деле цель письма в школе. Как учитель шведского языка он утверждает, что следует делать акцент на создании текста как на процессе, а не на том, какой именно текст создает ученик.
«Научиться писать — значит научиться думать. Мы не должны упускать из виду этот процесс при изучении рисков и возможностей ИИ», — напоминает Винеро.