Винсент Ван Гог. Вороны над полем пшеницы (фрагмент). 1890
Голод в странах Африки — давняя и всем известная проблема. Приверженцы модной теории глобального потепления перекладывают эти проблемы на изменение климата. Но в последние годы возникли и новые причины обострения старой проблемы. В 2019 году на мир обрушилась пандемия коронавируса. Два с лишним года жители Африки страдали от последствий, забыв про голод, малярию, внутренние военные конфликты, безработицу… Все свои проблемы было «приказано» забыть и думать только о вакцинации и социальной дистанции.
В феврале 2022 года случилось еще одно событие, которое затмило все предыдущие, включая злополучную пандемию. Россия начала военную спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины, после просьбы о помощи от республик Донбасса, население которых с 2014 года подвергается геноциду со стороны киевских властей. Лидеры стран Запада жестко отреагировали санкциями на действия России. Западные СМИ быстро переориентировались: и причиной всех мировых бед были назначены Владимир Путин и его политика, «виновные» в том числе в проблемах с поставками зерновых и удобрений в страны Африки.
Африканский континент в большей степени с пониманием отнесся к спецоперации России на Украине. Это показало голосование стран Африки в ООН по вопросу отстранения России от СПЧ. Так, из 54 стран континента 24 воздержались, включая Анголу, Египет, Гану, Нигерию, Сенегал и Южно-Африканскую Республику (ЮАР). Девять — проголосовали против этого шага, в том числе Алжир и Эфиопия. Еще 11 стран не были зарегистрированы.
Первое, что нужно рассмотреть — это страны, которым Россия поставляла зерновые до начала спецоперации. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России), основными покупателями российских зерновых в 2020–2021 годах были Турция (3,7 млн т, что составило 16% всего объема экспорта), Египет (3,7 млн т, 16%), Саудовская Аравия (1,9 млн т, 8%), Бангладеш (1,1 млн т, 5%), Азербайджан (0,83 млн т, 4%), Пакистан (0,71 млн т, 3,7%).
Как видно из выше приведенных цифр, страны Африки не должны были бы сильно пострадать от ограничения поставок зерна из России. Однако это не так. Доля стран Африки в импорте зерна из России составляет 20%. Но по факту Африка еще получает российское зерно не напрямую, а через страны-посредники и по завышенным ценам.
В июне 2022 года прошло мероприятие «Африканский агромарафон-2022». В нем участвовали девять крупнейших производителей и экспортеров зерна из России. С африканской стороны к нему привлекли переработчиков зерна, дистрибьюторов, представителей компаний-импортеров из Кении, ЮАР, Туниса, Камеруна и Нигерии.
Главное, о чем договорились на этом мероприятии, — это как раз о поставках продукции из России напрямую, без участия третьих стран. Если исключить их из схемы, то зерно жители континента будут получать быстрее и по более доступным ценам.
Что касается Украины, где закрыты на складах знаменитые 20 млн тонн пшеницы, то картина выглядит так. В пятерку стран, куда экспортировала свои зерновые Украина, входят: Европейский союз (46%), Израиль (9,8%), Индонезия (6,2%), Турция (5,1%), Белоруссия (3,6%).
Ясно одно — страны Запада переживают исключительно за свою продовольственную безопасность. При этом, держа основные запасы зерновых у себя, они решают, кому и по какой цене продавать зерно. При этом попутно можно настроить африканцев против России. Ведь Европе, отказавшейся от российских нефти и газа, как никогда понадобилась альтернативная бензоколонка. А настроения на континенте говорят не в их пользу.
Второе, что можно рассмотреть — это реакцию самих африканских стран на кризис с поставками. Так, посол Эритреи в России, подтверждая вышесказанное, заявил, что даже если вопрос с «украинским зерном» будет решен — оно прежде всего пойдет на производство макарон на Западе, а не в Африку.
Глава Африканского союза (АС) Маки Салл попросил Брюссель предоставить африканским странам возможность покупки зерновых и удобрений у России и призвал ЕС отменить для этого часть санкций.
«Мы хотим платить, но это становится невозможным. Поэтому мы просим у европейцев дать тот же механизм, что и для оплаты газа и нефти», — сказал Салл в интервью Le Journal du Dimanche.
Так, Брюссель не ввел санкции на экспорт российских зерновых или удобрений в страны, не входящие в ЕС, но исключил несколько российских банков, в том числе Сбербанк, из международного платежного механизма SWIFT.
В прошлом месяце Салл заявил на встрече лидеров ЕС, что санкции в отношении финансовой системы России и трудности с поиском страховых компаний угрожают импорту зерна и удобрений в Африку. Он также предположил, что западные санкции способствуют продовольственному кризису в Африке.
И таких заявлений африканских лидеров немало. Как мы видим, они не склонны оголтело обвинять во всех бедах Россию и лично Путина. Африка, скорее, заняла осторожно пророссийскую позицию.
Последнее. По данным ФАО, в 2010 году от голода на африканском континенте страдали 190 млн человек, в 2013 году — 200 млн человек, в 2015 году — 218 млн человек, в 2017 — 243 млн человек, в 2020 году — 281 млн человек. Опять же из цифр видно, что ситуация с голодающими растет из года в год, и улучшений не ожидается.
Однако Африка — не только самый страдающий от голода континент в мире, но и самый быстрорастущий в плане демографии. Так, в 2000 году в Африке проживали 820 млн человек, в 2010 цифра увеличилась до 1 млрд человек, в 2015 году — до 1,182 млрд, в 2020 году — 1,34 млрд человек. Согласно прогнозам, к 2050 году население Африки увеличится до 2,5 млрд человек.
Население континента растет, число голодающих, соответственно, тоже будет только увеличиваться. Сейчас Африке нужны реальные действия, которые и предлагали российские предприниматели на «Африканском агромарафоне-2022» и не только. Нужно научить их самих справляться со своими проблемами. Как когда-то сказал Конфуций: «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить».
Моторин Михаил