20-21 мая в г. Челябинске прошёл III–й областной социальный форум «В поддержку семьи и детства». Темой форума являлось развитие региональной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей. Весь аспект затрагиваемых вопросов можно посмотреть на видео:
Дополнительно: http://youtu.be/GN9fLlXFaw8
Особо хотелось отметить следующее. Наряду с несомненными успехами в работе с социальными сиротами в Челябинской области, Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Миков П.В. на круглом столе подчеркнул, что Челябинская область имеет самый высокий рейтинг по приросту (!) сирот. Возможно поэтому пригласили специалистов Фонда профилактики социального сиротства (г.Москва), которыми были достигнуты определённые положительные результаты с женщинами, имевшими намерения оставить своих детей сразу после рождения. Но эти специалисты пошли дальше и начали формировать структуры профилактики социального сиротства в семьях, где дети уже подросли, ходят в детсад и в школу. Причём с их слов, подобные структуры уже работают в городах Томск, Уфа, Омск. На вопрос, а есть ли статистические данные по результатам работы в этих городах, цифры озвучены не были. Допустим, там есть какой-то положительный сдвиг, НО принимая и внедряя эти формы работы, согласно новому закону «О социальном обслуживании граждан», который вступит в силу с 1 января 2015 года, огромная часть семей попадет в зону риска! Почти в каждой семье можно будет «профилактировать обстоятельства, которые могут привести к неблагополучию» (ФЗ «О соц. обслуживании»)
Нас, участников ООЗС РВС, очень обеспокоила работа структуры по профилактике сиротства, её первичная стадия, а именно: поиск и сбор информации о семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Осуществляется она следующим образом. Различные специалисты: медики, учителя, работники МВД, сталкиваясь с детьми в своей повседневной работе должны сигнализировать в некий координирующий центр (на семинаре, в конечном счёте, решили, что это должна быть опека) о выявлении «раннего семейного неблагополучия». Заметим, критерии неблагополучия нигде не прописаны и кто может поручиться, что в данной семье будет социальное сиротство. Говоря простыми словами, легализуется вмешательство в личную жизнь семьи и нарушается неприкосновенность частной жизни, в части незаконного сбора информации, и её передача в координирующий центр, что напрямую противоречит Конституции РФ ст.23, УК РФ ст. 137, Семейного кодекса РФ ст.1) *
*Для справки Конституция РФ Статья 23:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
УК РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни:
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -…
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет…,
Семейный кодекс РФ Статья 1. Основные начала семейного законодательства:
1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
В ответ чиновники ссылаются, на ФЗ №120 РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», но простите, этот закон относится к профилактике безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, и распространяется на семьи уже в социально опасном положении (СОП). Причём здесь все семьи? К примеру, мало ли какие могут быть жизненные ситуации, ссоры в семье могут быть у всех и при этом, если ребёнок не выспался, пришёл в не глаженной, несвежей рубашке, это что значит, эти сведения поступят в какую-то опеку, и какие тогда будут последствия…? Что в итоге получается. Мы создаём структуру под кальку аналогичную западной ювенальной юстиции с её вмешательством практически в любую семью http://youtu.be/cAFuzuIXK6o. Нам говорят: у нас другие цели, что одна из целей оставить, а не забрать ребёнка из кровной семьи, видите, какие хорошие люди этим занимаются. Можно с этим согласиться, что намерения благие, однако недопустимо, чтобы закон открывал возможность недобросовестным людям вмешиваться в семью! Не факт вообще, что система такой профилактики сработает (стоит задача перевоспитания уже взрослых людей).
С анализом закона «О социальном обслуживании граждан», проведенным нашими экспертами-юристами, можно ознакомиться здесь.
РВС выступает категорически против принятия этого закона. Детский бизнес очень прибыльный (ничего делать не надо, стоит только прийти и забрать ребёнка под благовидным предлогом). За известного Диму Яковлева заплатили 80 000 $, это, во-первых, а во-вторых на Западе этот процесс начинался несколько десятков лет назад и во что он вылился сейчас, мы все знаем.
Ещё одна тема это привлечение к социальным услугам НКО (некоммерческих организаций). Провозглашается принцип — рыночности. Чем больше услуг тем, больше доход НКО, тем больше вмешательство в семью. Таким образом, рынок сам по себе будет толкать систему к западному ювенальному образцу и ни какие хорошие люди не смогут этому противостоять. Силу рынка мы знаем. На форуме были озвучены города, где возникнут первые пилотные проекты — города Сатка, Коркино, Еманжелинск, Пласт. Нас обвиняют, что мы критикуем, но ничего не предлагаем. Мы предлагаем на законодательном уровне внести:
- Принцип Равенства прав и свобод граждан. Недопустим приоритет прав ребёнка, тем более по отношению к правам родителей.
- Принцип Презумпции невиновности родителей.
- Принцип Полноты ответственности за неправомерные действия в отношении семьи.
- Направленность на устранение причин, а не следствия семейного неблагополучия.
- Необходимо разработать критерии эффективности работы служб защиты прав детей в зависимости от снижения количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, а не от количества оказанных услуг семье.
Профилактику социального сиротства нужно начать со школы. Ввести обязательными не уроки сексуального просвещения, как того требует Конвенция Совета Европы (это отдельная тема), а обязательные уроки по основам семейной жизни на базе традиционных ценностей. Восстановить инфраструктуры: пионерских и спортивных лагерей, кружков, секций, на качественно новую ступень поднять весь воспитательный процесс в этой инфраструктуре и школах. Всё это должно быть не «услугами», а долговременными стратегическими инвестициями в будущее России. Чтобы наша молодёжь не заглядывала с завистью на Запад, а ценила и любила свою Родину.