«Человек один не может ни черта», - сказал герой произведения Хемингуэя. Насколько актуальна эта фраза сегодня в условиях яростно насаждаемого обществу индивидуализма?
В прошлом учебном году на школьном собрании нам рассказали о случае, который произошёл в одном из четырёх параллельных начальных классов. Весной, когда сходит снег, по доброй традиции все мы выходим на весенние субботники: кто-то у своего дома, кто-то в ближайший парк, кто-то убирает территорию своего предприятия, организации.
Решили такой субботник устроить и в школе с учениками, но так как сегодня согласно законодательству (Ст. 37 п. 2 Конституции РФ, Конвенция о правах ребёнка) учителя не могут заставить детей выполнять какую-либо физическую работу, дело это носит сугубо добровольный характер. Родители (законные представители) детей были о мероприятии оповещены, все меры безопасности были соблюдены (работа строго в перчатках, колющие режущие предметы детям брать в руки запрещено и т.д.). Неучастие ребёнка в данном мероприятии решается простым отказом (запиской или личной беседой с учителем) родителей. У некоторых детей имеются противопоказания по состоянию здоровья, и это тем более сделать необходимо. Но родители одного из детей предпочли другое решение данного вопроса: они написали жалобу в Управление образованием города, тем самым подставив под удар не только учителя этого класса, но и всё руководство школы. Хотя учителя постарались сделать всё, чтобы не нарушить пресловутые законы.
У любого происшествия кроме правового, есть ещё другой аспект: моральный, нравственный, вопрос чести и долга. Мы не будем здесь обсуждать, насколько правильным был поступок родителей с точки зрения морали и чести в отношении руководства школы. Но выполняют ли они свой долг по воспитанию ребёнка?
Воспитание - это неотъемлемая часть образовательного процесса. Ещё в XVII веке основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский рассматривал в неразрывном единстве вопросы воспитания и обучения. Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Признанный во всём мире педагог и писатель А.С. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного воздействия») и непосредственно педагогом.
Что такое класс в условиях школы? Это список детей, которые собрались в этом классе вовсе не по своей воле. По сути – это случайным образом набранная группа детей, которых кроме этого самого списка и общей программы, по которой они обучаются, ничто не объединяет. Даже обучаясь по одной общей программе, дети разъединены. Разъединены, потому что каждый учится для себя, каждый сам выполняет работу, каждый сам за себя получает оценки.
Класс за одиннадцать лет учёбы может так и не стать коллективом, если не прилагать к этому усилий. Что же тогда способно сформировать коллектив? Это мероприятия, где класс выступает не как группа отдельно взятых детей, а как единая команда: субботники, спортивные соревнования и т.д. Как мы видим, у учителей нет умысла воспользоваться детьми как бесплатной рабочей силой, проводят подобные мероприятия именно в целях воспитательных. И, казалось бы, обычный субботник решает как минимум три задачи:
1. Уважение к чужому труду - ребёнок, который сам убирал территорию, вряд ли в следующий раз захочет бросить мимо урны обёртку или коробку из-под сока.
2. Ощущение собственной значимости – дети, занимающиеся общественно-полезным трудом, осознают, что приносить пользу можно в любом возрасте (в советское время образцом для подражания были «Тимур и его команда» из одноимённого произведения А. Гайдара).
3. Формирование коллектива – только выполнение общей задачи, где один на всех общий результат, зависящий от степени включённости в работу каждого члена коллектива, может этот самый коллектив сплотить.
Смогут ли родители, запрещающие ребёнку участвовать в подобных мероприятиях, восполнить этот пробел в воспитании? Самостоятельно научить ребёнка взаимодействию с окружающими, умению налаживать контакты, товариществу? И не оказывают ли они ему «медвежью услугу», которая самым негативным образом может сказаться в будущем? Несмотря на все таланты, индивидуальные способности, ребёнок, не научившийся в детстве взаимодействию в коллективе, вряд ли сможет научиться этому во взрослой жизни, и уж тем более раскрыть в одиночку все свои способности.
Ольга Перегуд. РВС.