Некоторые проекты по изменению современной семейной политики, инициированные на разных уровнях власти, подготавливают почву для архаизации нашего общества. Самое парадоксальное, что архаизация проводится под видом прогрессивных изменений, как бы отвечающих на вызовы современности. Но по факту все попытки снизить планку возраста вступления в брак, распространить «ящики для подкидывания детей», использовать детский труд для материального обеспечения многодетных семей – это возврат к средневековым и более поздним социальным практикам.
Определенные сдвиги в сторону архаизации семейной жизни обсуждались на встрече дискуссионного клуба «Искания», где речь шла об основных этапах и тенденциях развития института семьи. В обсуждении доклада был озвучен тезис министра социального развития Пермского края Татьяной Абдулиной, высказанный на втором краевом семейном форуме. Многодетным семьям она предложила брать пример с традиционной семьи, которая растила детей с опорой на свое большое хозяйство:
«Для этого сейчас предоставляется масса возможностей, различного рода субсидии для разного рода предпринимательства. Что мешает семье вложиться в свое личное дело, сделать это дело делом всей своей семьи, вовлечь в этот труд своих детей и таким образом повысить уровень своего дохода?».
Вот это поворот в семейной политике! Забудьте про социальную ответственность государства, которой наши предки добились в XX веке! Государство семье не поможет, крутитесь сами!
Картину архаизации общества дополняют попытки распространить по стране «ящики для подкидывания детей», которые впервые стали использоваться в средневековой Европе. На сегодняшний день экспертное сообщество в России и мире (например, профильный комитет ООН) рекомендует отказаться от этой незаконной и деструктивной практики. Основные аргументы против распространения ящиков я перечислял в одной из своих заметок. Главный аргумент состоит в том, что ящики просто не могут «спасать жизни» младенцам. Детей в ящики сдают не убийцы, а родители, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Практика показывает, что ящики совершенно не влияют на статистику убийств новорожденных, а значит, как минимум, бесполезны.
Но дальше всех по пути «назад в прошлое» продвинулись депутаты Государственного Собрания (Курултай) Республики Башкортостан, которые в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений в статью 12 Семейного Кодекса РБ об установлении нижней границы брачного возраста в 14 лет. Что дальше? Депутаты захотят вернуть «крепостное право»? На одной из телевизионных программ, посвященных законопроекту о снижении брачного возраста, противникам данного изменения был задан знаковый вопрос. Почему, выступая с позиций защиты традиционных ценностей, они выступают против практики ранних браков? Ведь ранние браки в традиционном обществе были распространенным явлением. Вот такая путаница в понятиях происходит постоянно, когда не видят или не хотят замечать разницы между защитой традиционных ценностей в современном обществе и возвращением к архаичным социальным практикам. Об этой подмене, с помощью которой пытаются прикрыть разрушение института семьи и демонизировать защитников традиционных ценностей, хорошо написал уважаемый trance_se .
Рекомендую ознакомиться с его докладом «Патриархальная семья. Возможен ли «домострой» в России сегодня?», прочитанном на дискуссионном клубе «Искания».
П.С. 2 марта в Перми в Городском совете ветеранов (Борчанинова, 8 ) состоялось очередное мероприятие дискуссионного клуба «Искания». С докладом на тему «Подводные камни «Открытого общества» выступила старший преподаватель кафедры философии ПГНИУ Екатерина Смышляева.
Никита Федотов, РВС