Единожды согласившись: бизнес предлагает либерализацию закона о персональных данных

Предложения по либерализации закона о персональных данных направили представители бизнеса в рабочую группу по нормативному регулированию цифровой экономике при АНО «Цифровая экономика» в Сколково. Работа уже идет. По мнению экспертов, поправки позволят корпорациям сделать персональные данные граждан товаром и продавать их в своих интересах, сообщают «Ведомости».

Основной смысл предлагаемых поправок заключается в том, чтобы, единожды получив согласие гражданина на обработку данных, добиться возможности передавать их дальше сторонним организациям по своему усмотрению и уже без дополнительного согласия, как в рамках существующего законодательства необходимо делать сейчас.  Рабочая группа по нормативному регулированию цифровой экономики либо одобрит поправки, либо вернет их в Сколково для доработки.

По замыслу разработчиков, ответственность за сохранность персональных данных будет нести компания, изначально получившая согласие гражданина на обработку данных о себе. Эта ответственность, в частности, будет выражена в размещении на сайте компании списка сторонних организаций, которым были предоставлены данные для обработки.

Права гражданина при этом будут ограничены возможностью узнать о том, кому направлены его данные. Механизмов, позволяющих повлиять на вторичную обработку данных или запретить ее, по мнению авторов поправок, у гражданина быть не должно. При этом компания получает возможность использовать данные граждан в тех целях, которые посчитает для себя выгодными, а не только в изначально согласованных.

«Человек потеряет четкий контроль за передачей его персональных данных и станет бесправным в этом процессе», — так отозвалась на предлагаемые изменения директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Александра Орехович.

«Поправки противоречат духу и букве закона о персональных данных», — согласился с представителем ФРИИ управляющий партнер консалтингового агентства «Емельянников, Попова и партнеры». «Предложенные поправки, очевидно, выгодны только бизнесу, который сможет сделать данные товаром и продавать их в своих интересах», — уверен Емельянников.

Напомним, в 2017 году Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет Автономная Некоммерческая Организация «Цифровая экономика». Среди учредителей АНО числятся Правительство РФ и ряд крупных российских компаний, таких как МТС, Сбербанк, Яндекс, Мэйл.ру, 1С и другие.