Пользование смартфонами само по себе не угрожает подростковой психике, однако может усугублять предсуществующие поведенческие отклонения, утверждает психолог Кэндис Оджерс из университета Дьюка в Северной Каролине (США) на страницах научного журнала Nature, 25 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Оджерс проанализировала несколько десятков исследований по этой теме, а также презентовала свои собственные данные. Из них следует, что предрасположенность к психологическим расстройствам и девиантному поведению не формируется «онлайн», а наследуется из «реала», как в молодежной среде принято называть мир за пределами Интернета.
Это означает, что малоконфликтные подростки редко в соцсетях «учатся плохому», сколько бы они там не «сидели». А вот тинейджер из группы риска будет себя вести в Интернете столь же или даже более агрессивно, чем в обычной жизни. Негативный виртуальный опыт, в свою очередь, может выплеснуться обратно в реальность в новом качестве.
Интересно, что «виртуальные» риски напрямую зависят от финансового благополучия семьи, в которой растет ребенок. Так, в американских семьях с годовым доходом меньше $35 тыс. дети проводят за экраном компьютеров и гаджетов в среднем около 4 а часов — как минимум вдвое больше, чем в семьях с достатком свыше $100 тыс. Кроме того, состоятельные родители более активно участвуют в жизни своих детей, в то время как у менее обеспеченных американцев не остается времени, чтобы поинтересоваться, с кем общается в соцсетях и какие видеоролики смотрит их чадо.
В этой связи неудивительно, что подростковый опыт пребывания в соцсетях сильнее сказывается в семьях со сложным материальным положением. «Дети, которые чаще сталкиваются с неприятностями в своей „оффлайн“-жизни, больше подвержены негативным эффектам от использования смартфонов и других цифровых гаджетов», — подытоживает Оджерс. Так, у них чаще развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) на фоне злоупотребления Интернетом, куда они «сбегают» от накопившихся проблем.
Отметим, что Кэндис Оджерс — авторитетнейший специалист в области «компьютерной» психологии и один из немногих ученых, кто всерьез занимается проблемой «цифровизации» подрастающего поколения. Оджерс отличается взвешенной позицией: она не склонна ни огульно демонизировать эту «цифровизацию», ни оставлять ее без пристального изучения.
Отметим также, что недостаточное внимание к этой проблеме вызывает обеспокоенность крупных западных психологов. Наиболее ответственные из них уже обращались к своим коллегам с открытым письмом.
Комментарий редакции
Конечно, сами по себе смартфоны или соцсети не являются каким-то безусловным злом для подрастающего поколения — все зависит лишь от того, как и под чьим контролем подростки будут ими пользоваться. Поэтому проблема подростковой «цифровизации» достойна не априорного осуждения, а вдумчивого изучения. Этим изучением и на Западе, и в России занимаются немногие психологи, которым истина дороже «хайпа».
Настораживает здесь то, что даже эти иследователи сами не предлагают никаких мер, кроме научно-обоснованного мониторинга ситуации. Например, они никак не оценивают факт социального расслоения в подростковой среде. А ведь именно оно — и это отчасти признает сама Кэндис Оджерс — причина того, что дети из малообеспеченных семей сначала сталкиваются с психологическими проблемами в «реале», а потом усугубляют их онлайн-общением.