Идеолог реформ образования: счастье нашего времени, что мы впали в детство

К оптимизму, отказу от стереотипов и коренному изменению образования призвал психолог, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов на панельной дискуссии «Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства?» в рамках X Гайдаровского форума. Об этом 17 января сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
 
Асмолов обратил внимание на всё возрастающие в обществе изменения: «Темп социальных изменений так велик, что мы не можем адаптироваться. Если мы адаптируемся — то мы уже в прошлом».
 
Решение академик Российской академии наук видит в принятии самой ситуации неопределенности и отказе от готовых решений: «Счастье нашего времени — мы впали в детство. Как мы ходим, как мы движемся — поглядите невооруженным взглядом! Откиньте стереотипы и забудьте об апокалипсисе».
 
В соответствии с этим директор ФИРО указал на стоящие перед образованием проблемы: «Драма образования, ключевая драма XXI века — это отставание нас как учителей, меня, от наших детей. Они уже живут в мире, где господствует то, что называется digital life. Они уже живут в этом мире, а нам приходится учиться».
 
Асмолов призвал к «когнитивному оптимизму» и «тотальному изменению образования» как к основе для такого оптимизма.
 
Каким будет такое образование, по мнению профессора, нельзя сказать заранее, пока оно не начнет работать, так как успешность сложных систем определяется их предикативным эффектом, способностью задать успешное развитие. Важно, что школа не должна формировать стереотипы.
 
«Какое ты делаешь образование? Сегодня образование должно быть школой неопределенности. Сегодня образование — это школа поведения в неопределенных ситуациях», — заявил эксперт форума, добавив, что с точки зрения решения неадаптивных задач для лидеров важно «не бояться смеяться, не бояться карнавала, не бояться быть с Чаплиным».
 
Напомним, что Александр Асмолов занимается реформаторской деятельностью в области образования с Перестройки: так, в 1988 – 1992 он был главным психологом Гособразования СССР, а после этого еще шесть лет последовательно занимал должности заместителя и первого заместителя министра образования России. В частности, он участвовал в восстановлении запрещенной в 1936 году комплексной дисциплины о развитии ребенка — педологии, создании концепции вариативного образования и программ и проектов по толерантности.