В противовес биохакингу (торговле своим телом) появилось движение за право на старение, на индивидуальность, на духовный труд — рассказала член комиссии по биоэтике МГУ, философ Елена Брызгалина 14 октября в интервью журналу «Огонек» № 40.
«Современная культура сеет страх старости, учит бояться смерти, а бизнес эксплуатирует желание избежать боли и сохранить красоту любой ценой, — отметила Елена Брызгалина. — Но помимо биологического изменения у старения есть и иные смыслы — культурные, социальные, личные, и они связаны с пониманием природы человека».
В ответ на активное и коммерчески успешное «лечение» старения появилось движение людей, отстаивающих полноценную старость, право на старение, на индивидуальный духовный труд, осмысление своего жизненного опыта, считает философ.
Границы своего тела, поставленные природой, люди веками раздвигали личным усилием, когнитивным и физическим. Развитие биотехнологий — пластических операций, биопротезирований, чипирования, криоконсервации с последующим переносом сознания человека на небиологические носители — поставили вопрос о грани между современными технологиями изменений тела и постчеловеком трансгуманистов. Гранью этой Елена Брызгалина назвала человеческое достоинство.
Возраст человека исторически — понятие социальных стандартов, поясняет Елена Брызгалина: «…если в Средневековье ребенок доживал до пяти лет, то дальше он жил фактически жизнью взрослого человека. Шел в подмастерья, если родители были ремесленниками. Изучал военное искусство, если был сыном рыцаря. В средневековых летописях с восхищением описывают те семьи, которые жили так долго, что увидели своих внуков. Средняя продолжительность жизни, по мнению историков, была лет 35».
Философы различают две стратегии: одна исходит из линейности бытия и смены социальных ролей в соответствии с возрастом. Другая — исходит из множества плюсов, обретаемых с возрастом: «Это тоже время труда, но особого — в духовной сфере».
У нас в России «сейчас процветает эйджизм, то есть дискриминация по возрасту. Причем негативно относятся не только к пожилым, но и к молодым».
Связано это с изменением структуры смертности, сейчас пререпродуктивная (до достижения возраста деторождения) смертность сменилась на пострепродуктивную. И это связано не только с достижениями экологии и медицины в части сохранения здоровья людей, снижения младенческой смертности. Возрастающую роль играет отделение репродуктивного поведения человека от сексуального, снижение рождаемости, «планирование семьи».
Коммерциализация человеческой телесности играет огромную роль в массовом культе молодости и красоты, вплоть до остаивания права на эвтаназию в случае неизлечимых болезней. За сотни тысяч лет потребности не изменились, изменились приоритеты и способы удовлетворения, поясняет Елена Брызгалина.
На фундаментальный вопрос о том, что значит быть человеком и жить по-человечески, каждому придется искать свой ответ.
«Даже если напротив будут сидеть 10 врачей наивысшей квалификации, а им будет помогать искусственный интеллект, способный за 10 минут все просчитать и проанализировать, все равно перед необходимостью сделать выбор и принять решение человек останется один на один».
Специалисты-генетики понимают, что в результате редактирования на стадии эмбриона человек может стать жертвой ошибки или неуспешности такого лечения.
«Готовы ли мы к такой ответственности?»
Тяжелый вопрос — а как человек «будет жить под дамокловым мечом знания, хочет ли получить такую информацию пациент, который не факт, что способен ее осмыслить?»
Человечество всю свою историю стремилось к идеалу с помощью образования, воспитания, духовного совершенствования, социальной структуры, права, этики. А сегодня ему обещают всё это заменить биотехнологиями?
«Если мы все разные, неодинаковые, на чем тогда основывается фундаментальная идея социума о равенстве и доступности?»
Из-за ограниченности биоресурсов планеты обеспечить право человека жить до 150 лет можно только ценой сокращения населения.
«И почему с моральной точки зрения тот, кто будет жить вечно, выше тех, кто не родится?.. Почему человек не задается вопросом, а что будет с другими людьми?» Дэвиду Рокфеллеру, прожившему 101 год, 7 раз пересаживали сердце и 2 раза почки. Если это возводить в норму, то позиция, при которой телесность человека — объект купли-продажи, товар — не может быть признана гуманистической, считает Елена Брызгалина.
Выход в том, чтобы показать человеку, что «смысл жизни в самой жизни, в самом ее факте, и отношение к ней не должно быть технологизировано, не должно зависеть только от коммерческих интересов. Поэтому в школе должны быть не только гуманитарные предметы, а гуманитарно понятые естественные науки».
Читайте также: В Бельгии убили человека по просьбе родственников
Отметим, 11 октября, в рамках фестиваля Nauka 0+ на лекции в московском Экспоцентре, Елена Брызгалина прочитала лекцию «Будущее медицины с гуманитарной точки зрения: две тайны и три больших секрета», в которой коснулась вызова современному человечеству — гуманитарного кризиса, тех самых антропотехнологических ножниц — отставания развития человека от развития технологий, в том числе и биомедицинских, которые могут уничтожить вид Homo sapiens на планете.