Дистанционная сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) неприемлема не потому, что для нее не подготовлена инфраструктура, а потому, что к ней не готовы школьники, считает ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), министр образования РФ в 1998–2004 годах, один из идеологов введения ЕГЭ Владимир Филиппов, 21 марта сообщает РИА Новости.
Филиппов выразил сомнение в том, что существует готовая к применению технология дистанционной сдачи ЕГЭ: «Я не уверен, что отработана уже эта технология». Он сообщил, что эксперимент по введению ЕГЭ шел много лет, и в ходе него происходила отработка нового метода сдачи экзамена — «здесь могут быть как в одну, так и в другую сторону какие-то ошибки».
Бывший министр образования заявил, что к экспериментам на школьниках надо переходить только на самом последнем этапе: «Поэтому экспериментировать на школьниках можно только будучи уверенным, что эксперимент уже апробирован». Более того, он считает, что сами школьники должны быть специальным образом подготовлены, а не только инфраструктура — «Ростелеком и сети, а надо думать, готовы ли школьники объективно к сдаче в такой форме Единого государственного экзамена».
Ректор РУДН сообщил, что, как вариант, можно видоизменить существующую технологию сдачи ЕГЭ — рассадить учеников в ином порядке, опробовать разные варианты очередности сдачи. «Надо параллельно продумывать другие варианты. Класс делить на три части, по 8-9 человек в классе с рассадкой определенной, которые могли бы сдавать. Может быть, разбить по времени параллель», — пояснил он.
Кроме того, идеолог введения ЕГЭ не уверен, что школьники уже должным образом могут сдавать существенно усложнившийся, по сравнению с первоначальным вариантом, ЕГЭ — «как на это отвечать, если ответ надо давать по существу, решать задание, а не просто выбрать ответ да-нет».
Ранее, 18 марта зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов предложил провести основной этап Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году дистанционно. Также в этот день министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что принято решение продлить весенние каникулы во всех российских школах с 23 марта до 12 апреля.
Перед этим, 16 марта, вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что расписание проведения ЕГЭ будет изменено в связи с пандемией коронавирусной инфекции.
Напомним, в 2001 году под руководством Филиппова была разработана программа «Модернизация российского образования на период до 2010 года», которая затем была утверждена правительством РФ. Программой, в частности, предусматривалось введение ЕГЭ. После внедрения ЕГЭ регулярно появлялась информация об утечках комплектов ЕГЭ в сеть. В частности, в 2013 году в интернете появились шесть комплектов ЕГЭ, а в 2018 году сообщалось о двух утечках заданий ЕГЭ.
Комментарий редакции
Кому, как не разработчику ЕГЭ Филиппову знать, что введенный при его непосредственном участии экзамен является профанацией проверки знания школьников. При этом удаленная сдача ЕГЭ будет ещё и профанацией приёма экзамена — ведь даже при существующей системе нужным образом «подготовленные» школьники заранее знают правильные варианты ответов. Введение дистанционного ЕГЭ в таких условиях очень сильно повысит «успеваемость», а не сдать экзамен сможет только очень ленивый или очень честный, но глупый.