Цифровые технологии учителя стали использовать задолго до пандемии коронавирусной инфекции, заявил директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Павел Кузьмин 13 октября в эфире радиостанции «Вести ФМ».
Кузьмин сообщил, что педагоги давно обнаружили ценность цифровых технологий, после чего стали их использовать: «Многие педагоги оценили потенциал цифровых технологий и начали использовать их задолго до пандемии».
По его словам, такие технологии позволяют учителям больше общаться с учениками: «Они освобождают учителей от рутинной работы и позволяют больше общаться с детьми, раскрывать свой профессиональный потенциал».
Директор уведомил, что понятия цифровой образовательной среды (ЦОС) и дистанционного обучения существенно различаются. Он объяснил, что ЦОС обеспечивает взаимодействие между источником знаний и учеником, отслеживая его успехи: «Цифра даёт возможность представления новых знаний в динамичном и интерактивном формате, позволяет отслеживать индивидуальное продвижение каждого ребёнка».
Ранее, 7 октября, правительство РФ опубликовало проект постановления, согласно которому ЦОС будет внедрена в школах до 2030 года. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в ЦОС будет отслеживаться «цифровая биография» ученика.
Напомним, 5 августа замминистра просвещения Татьяна Васильева заявила, что пандемия коронавирусной инфекции способствовала массированному внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в образование.
До этого, 13 июля, вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что ситуация с коронавирусной инфекцией доказала значимость электронного обучения в дистанционном формате. По ее словам, с осени 2020 года будет проведен эксперимент по апробированию ЦОС, которая предоставит детям новые возможности обучения.
Перед этим, 11 июня, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заявила, что вокруг дистанционного образования возник «нездоровый ажиотаж», тогда как оно уже «давно прописано» в законодательстве РФ.
Комментарий редакции
Конечно, ЦОС и «дистанционка» отличаются. Первое — это инструмент, а второе — процесс, в ходе которого этот инструмент используется. Более того, даже если ЦОС используется в ходе очного обучения, то эта виртуальная среда подменяет живое общение учителя и ученика, препятствуя полноценному развитию ребенка.
Попытка представить ЦОС как инструмент в помощь учителю является отвлекающим маневром — не случайно чиновники представляют себе ЦОС и «дистанционку» как единое целое.