Беньямин (Бенджамин) Вотье. Первый школьный урок. 1870
Отмену системы оценок в начальной школе и сокращение количества учебных часов предлагает министерство образования, науки, культуры и спорта Армении, 28 июня сообщает агентство Sputnik Армения.
В ведомстве пришли к заключению, что переход на 10-балльную систему оценки знаний, который произошел 10 лет назад, не только не привел к положительным результатам, но и наоборот — добавил новых серьезных проблем.
Министерство предлагает полностью отменить оценки в школах для учеников с 1-го по 5-й классы. По ожиданиям ведомства, это «будет мотивировать детей учиться не ради оценок, а ради знаний».
Также авторы предлагают упразднить такие понятия, как «отрицательная» или «неудовлетворительная» оценка, на основании которой ученика могут оставить в том же классе на второй год. По мнению разработчиков проекта, оставление на второй год ведет к «стигматизации отдельной группы учащихся и их социальной изоляции», но никак не решает их проблемы.
Кроме того, авторы предлагают уменьшить количество учебных часов в школах, чтобы «у школьников были время и возможность глубоко изучить и усвоить материал».
В начальной школе минимальный объем учебных часов планируется сократить с 2 940 до 2 746 часов в год.
В средней школе минимальный годовой объем предлагается снизить с 5 100 до 4 760 часов, а для старшей школы — с 3 060 до 2 890 часов в год.
Реформа потребует из бюджета страны около 4,4 млрд драмов ($9,3 млн) и потребует также замены учебников.
Проект планируется принять после 7 июля 2020 года, когда истечет срок публичных обсуждений.
Комментарий РВС
Предложение министерства образования Армении — это часть процесса перехода от знаниево-ориентированного подхода в образовании к личностно-ориентированному. Этот процесс происходит на всем постсоветском пространстве.
Личностно-ориентированный подход подразумевает субъект-субъектные отношения, когда учитель и ученик являются равноправными участниками учебного процесса. Этот внешне привлекательный тезис на деле оборачивается снижением качества образования. При таком подходе напряжение ученика для овладения знаний воспринимается как негативное и избыточное явление, а его комфорт при получении знаний выходит на первое место.
Так, в учебном пособии «Дидактика» И. М. Осмоловской, ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО, можно прочесть: «В личностно-ориентированном обучении не ученик существует для системы обучения, а система обучения для ученика. И обсуждать педагогический коллектив будет прежде всего продвижение, развитие ученика, психологическую комфортность обучения в школе, удовлетворенность ученика процессом обучения, а не степень усвоения учебного материала, успешность прохождения учебной программы».
Отсюда и возникают предложения реформаторов снизить нагрузку на учеников и отменить оценки. При таком подходе увеличение психологического комфорта происходит за счет снижения качества знаний, которыми обладает ученик на выходе из учебного заведения.