Куда идём?
Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Мошенничество стало нормой при сдаче университетских экзаменов онлайн во Франции, 15 мая констатирует Le Figaro.
Дистанционное проведение экзаменов создает большие трудности для ВУЗов, которые не могут нейтрализовать эффект подсказок и списывания.
Система хорошо отточена, пишет издание. Перед началом проверки студентка университета Лилля, Лори, подготовила рабочее место — включен компьютер, учебники аккуратно разложены на столе, перед глазами — мобильный телефон. На телефоне она подключается к Messenger, приложению для обмена мгновенными сообщениями Facebook, и открывает чат, в котором уже присутствуют ее друзья. Ответы на задание в группе начали распространяться с утра. Она быстро заполняет вопросник на университетском сайте и заканчивает задание за несколько минут. «Благодаря учебникам, Google и одногруппникам, публикующим половину ответов на Facebook, я довольно спокойна за семестр», — говорит она, улыбаясь.
Когда журналист обратился к студентам за комментариями, часть из них быстро стерла из FB компрометирующие записи, другие, напротив, говорят об этом спокойно. «В моем колледже большинство студентов, сдавая экзамены, обманывают. Это касается всех моих одногруппников, а также моих друзей, которые учатся в других ВУЗах.», — свидетельствует студентка университета Тулона, Одри. «Все студенты, которых я знаю, обманывают или собираются это сделать, пользуясь учебниками или прибегая к ответам друзей», — подтверждает Лори. Видя, как их товарищи помогают друг другу, многие молодые люди, которые не собирались списывать, вынуждены следовать тенденции. «Все это делают, я не понимаю, почему я не должна, если это поможет мне получить лучшие оценки», — говорит Матильда.
Существует много техник списывания. Некоторые, отвечая на вопросы, просто просматривают лекции или ищут ответы в Google. Другие устанавливают более сложные системы. «Лично я сдавала экзамены со своим парнем. Мы все сдавали экзамены в парах: первый читает вопросы, а другой ищет ответы в интернете», — рассказывает студентка парижского университета, Хлое. «Перед каждым тестом мы с друзьями из группы подключаемся к Discord (дискуссионная площадка, широко используемая игроками видеоигр). В ходе экзамена те, кто точно знает ответы, отправляют их другим. Это позволяет увеличить число правильных ответов», — объясняет Матильда.
Чтобы уменьшить число случаев списывания, ВУЗы дают тесты с несколькими вариантами ответов и делают упор на персонализированную «домашнюю работу». В остальном они надеются на здравый смысл студентов. «Если кто-то захочет списать, мы ничего не можем поделать», — признается вице-президент по учебной работе университета Бордо, Сандрин Руи. «По сути, у нас с ними моральный договор: они должны нести ответственность, потому что не в их интересах играть в эту игру», — объясняет она. Кроме того, перед началом заочного обучением студенты университета Бордо должны выставить флажок, давая слово, что они будут честно выполнять задания.
«Очевидно, что обманывать при дистанционном обучении проще, чем при очной форме обучения, но наши студенты очень хотят получить диплом, ценность которого не будет понижена в этом году. И затем, учетная запись (MCQ) имеет ограниченную продолжительность действия, что минимизирует риск списывания», — утверждает президент Страсбургского университета Мишель Денекен.
Университет Ренна 1 пошел еще дальше. Чтобы проконтролировать студентов, ВУЗ установил программное обеспечение для удаленного мониторинга, которое позволяет получить доступ к веб-камере каждого компьютера. «Фотографии делаются на выбор, с нерегулярными интервалами. Затем искусственный интеллект платформы сравнивает две последовательные фотографии и обнаруживает присутствие второго человека рядом со студентом или изменение среды», — объясняет вице-президент по учебной части Эрван Халло. Тем не менее мониторинг нельзя проводить на протяжении всего экзамена. «Сервис, позволяющий проводить постоянное видеонаблюдение, стоит дорого, мы не можем себе этого позволить. Если студенты хотят списать, они могут это сделать», — признается он.
Эти факты подливают масла в огонь дискуссии о ценности дипломов, полученных в этом году. Руководители университетов уверены, что девальвации не будет. «Непрерывность образования означает, что несколько месяцев дистанционного обучения не повлияют на качество дипломов, над которыми студенты работают три или пять лет», — говорит президент Конференции ректоров университетов (CPU) Жиль Руссель.
Но студенты сомневаются в этом. «Большинство наших семестровых зачетов проводятся по интернету. Все обманывают. Это деморализует. Это был мой первый год в университете, и мне это очень неприятно. Мы действительно задаемся вопросом, сколько будут стоить наши дипломы», — поделился один из студентов.